До китайской таможни в Эрен-Хото нас на "уазике" подбросил монгольский пограничник. И в 9 часов утра (время открытия перехода) мы оказались первыми иностранцами, входящими в Китай в 2000 году (по крайней мере, на этом участке границы). Китайцы довольно поверхностно проверили наши рюкзаки и поставили штампы в паспорта. Заминка вышла только с Георгием, у которого был грузинский паспорт. Таможенники вначале не могли понять, из какой он страны. Первый день в Китае можно охарактеризовать одним словом "шок"- никто не говорит по-английски, все надписи на китайской языке. С помощью случайно встреченного русскоговорящего монгола сориентировались, нашли возле рынка грязную, но дешёвую гостиницу; узнали, что в связи с праздниками поезда не будут ходить ещё два дня, но завтра утром в Пекин пойдёт автобус. Утром хозяин гостиницы проводил нас до автовокзала. Там уже шла посадка на автобус до Пекина. Проезд стоит 80 юаней (примерно $10), а вместо сидений в салоне установлены кровати с подушками и одеялами. Можно сказать, отель на колёсах. Только на кочках подбрасывает так, что того и гляди пробьёшь головой крышу. Стася с Эдиком, обморозив носы, щёки, руки и ноги, пройдя по пустынной трассе около 30 км, встретили Новый год в одинокой юрте и остаток пути проехали на поезде. В Пекине мы на несколько дней, необходимых для оформления лаосских виз, остановились у сотрудников ИТАР-ТАСС. Вечером 5 января Стася с Эдиком неожиданно собрались ехать. И Георгий с ними. Оставшись на некоторое время (как тогда казалось) без пары, я присоединился к Диме с Татьяной Александровной. Мы хотели выезжать на следующий день и догонять остальных. Так бы и произошло, если бы Володя Иванов случайно не обмолвился, что Стася ходила в австралийское посольство и узнала, что там визу можно оформить всего за неделю, без собеседования и даже без приглашения. На следующее утро мы пошли в посольство. Заполнили анкеты, заплатили консульский сбор, и только после этого выяснилось, что в связи с праздниками срок оформления визы увеличен до двух недель. Этого было достаточно, чтобы съездить в Сиань- древнюю столицу Китая - и вернуться назад. Первого же встреченного англоговорящего китайца мы попросили написать нам фразу "Подвезите нас, пожалуйста, по пути, бесплатно". Что конкретно он нам написал, неизвестно. Но действовало наверняка. Все водители, которым мы её показывали, улыбались и однозначно понимали нашу сущность. В Китае голосовать больше 10 минут на одном месте нельзя. За это время или уедешь на застопленной машине, либо какой-нибудь добросердечный китаец остановит для тебя... рейсовый автобус. Объяснить же такому помощнику, что мы едем автостопом, как правило, невозможно. Остаётся только менять позицию каждые 10 минут. Средняя скорость движения автотранспорта была не выше 20 км/ч- дороги запружены машинами, тракторами, повозками, велосипедиста, скотом, да к тому же ещё и гололёд... Поэтому наилучший вид транспорта в Китае, как и в России,- поезд. Проезд в третьем классе стоит недорого. Правда, обстановка спартанская- народу невпроворот, все постоянно что-нибудь едят, а мусор и объедки, не задумываясь, бросают себе под ноги. Когда образуется слой около полуметра, приходит проводник и подметает. Но чистота долго не сохраняется. Мы не знали китайского языка, а большинство китайцев- английского. Поэтому обычно общались "на пальцах"- пролистав русско-китайский разговорник, пальцем показывали строчку иероглифов, соответствующую наиболее подходящей случаю фразе из списка "Я хочу забронировать номер в отеле", "Вызовите такси", "Наше предприятие стремится к взаимовыгодному сотрудничеству в области тяжёлого машиностроения" и т.п. Если же требовался ответ, передавали разговорник китайцу. Он также перелистывал его в поисках подходящей фразы. Китайцы никогда не отказывались помочь, когда мы к ним обращались с каким-нибудь вопросом. Но среди них встречаются и "хелперы", которые назойливо предлагающие свою, чаще всего совершенно ненужную, помощь, а потом настойчиво требуют, чтобы им за это заплатили. Именно на таких "помощников" мы нарвались в Шеньджоу, когда пытались выяснить, как оттуда доехать до монастыря Шаолинь. Они "помогли" нам купить билеты на автобус, выбили с нас 10 юаней и ретировались до того, как мы разобрались, что автобус пойдёт только на следующий день. После этого мы к каждому добровольному помощнику относились с подозрением. Китайские водители, подвозившие нас по пути, неоднократно приглашали нас в ресторан (соответствующий их финансовым возможностям) или покупали нам дешёвую еду на улицах, но ночевать к себе домой никто не звал- не принято. У Димы с Татьяной Александровной была двухместная палатка, где можно было поместиться и втроём. Но ночевать в ней на снегу, в мороз не хотелось. Тем более, что деньги на дешёвые гостиницы ещё были. Сколько реально стоит проживание в них, неизвестно. Китайцы с готовностью делают скидку с первоначальной цены, снижая её порой в 10 раз и больше. В результате каждый может платить столько, сколько ему по карману. Мы установили себе критерий- по $1 с человека за ночь. И практически везде нам удавалось сбивать цену до этого уровня. Самая дешёвая комната- $1 за троих, в ней верхнюю одежду снять нельзя- холодно, изо рта идёт пар, а спать можно только в спальных мешках на грязных матрацах, накрываясь грязными одеялами; самая дорогая- по $1,5 с человека, в тепле, с постельным бельём и цветным телевизором. Чаще всего гостиница была среднего уровня. Что это такое, поясню на одном примере. Зайдя в комнату, где мы сидели в верхней одежде и отогревались горячим чаем, хозяйка гостиницы по-английски спросила: "Не хотите ли принять ванну? " . Мы естественно, обрадовались. Она повела показывать свою "ванную". Вывела нас во двор, подвела к железной бочке, ломиком разбила корку льда и вручила ковшик: "Пожалуйста, вот вам и ванная". На еду мы тоже тратили максимум по $1 на человека в день. В дешёвых китайских ресторанах (вернее, забегаловках) за эти деньги можно поесть. Для того, чтобы сделать заказ, достаточно сказать "мифань" (рис) и наудачу ткнуть в какое-нибудь блюдо из списка, стоимостью примерно $1. Китайская кухня- одна из лучших в мире. Всё, что они готовят, по крайней мере съедобно. Однако, если не хотите потерять аппетит, лучше садиться спиной к кухне, чтобы не видеть, в каких условиях это делается и, особенно, как "моют" посуду (обычно это делается в тазу, где до этого мыли овощи, а воду меняют в лучшем случае раз в день). Журналисты в Пекине посоветовали нам каждый раз перед едой в китайской забегаловке для "дезинфекции" на голодный желудок выпивать по 50 граммов водки. Действительно ли это помогает, неизвестно. Но мы строго следовали полученной инструкции и ни разу не страдали желудочными расстройствами. Народу в Китае много. Но затеряться в толпе нельзя. Стоит немного отъехать от Пекина, как даже в больших городах, не говоря уж о городках и деревнях, наше появление на улице вызывало самый живой интерес. Все бросали работу, толпились в дверях, высовывались из окон. Грамотные приветствовали нас возгласами "хелоу" или "гуд бай". А люди попроще просто стояли, разинув рты от удивления. Китай по-прежнему остается бюрократическим государством. С одной стороны это неприятно- практически в каждой гостинице у нас спрашивали документы. Несколько раз нас проверяли сотрудники местного "КГБ". Они представлялись, показывали документы с фотографиями и китайскими иероглифами. Мы же взамен демонстрировали им ксерокопии своих паспортов (подлинники остались в австралийском посольстве). Но, с другой стороны, мы и сами пользовались пиететом китайцев к любой "бумажке". Ещё в Москве перед поездкой мы заготовили "дадзыбао"- справки на китайском и русском языке с печатями газеты "ВВ" и журнала "Вокруг света" о том, что мы путешественники, члены международной экспедиции журналистов. И с помощью этих бумаг бесплатно посещали все музеи и достопримечательности. Вернувшись через две недели в Пекин, мы узнали, что в австралийской визе нам отказали. Поговорив с сотрудником посольства, мы второй раз подали документы на визу, нам пообещали рассмотреть наши заявления в течение нескольких дней. Они прошли в беготне. Посольство требовало одни бумаги, потом другие. Дотянули до того, что у нас уже не оставалось времени и пришлось забирать документы. Из-за задержки в австралийском посольстве мы оказались в стрессовой ситуации- китайская виза заканчивалась через пять дней, продлить её было практически невозможно. Доехать за это время до лаосской границы автостопом было нереально, нужно было ехать на поезде. А тут как назло в Китае началось празднование Нового года (в начале февраля). Половина страны устремилась в дорогу, чтобы встретить праздник в кругу семьи. Билетов нет, на вокзале не протолкаешься. К каждому окошечку кассы вытянулись длинные очереди. За порядком наблюдают служащие в форме. Они, если кто-то лезет без очереди, подходят и говорят ему по-китайски примерно так: "Извините, мне кажется, вы несколько некорректно себя ведёте по отношению к окружающим",- потом с размаху бьют кулаком по уху, хватают за шиворот и подгоняя пинками, выталкивают на улицу. Казалось, никаких шансов уехать нет. Но в самый последний момент какие-то проходимцы предложили нам три билета на поезд до Куньминя. Что подозрительно, по госцене. Пришлось рискнуть. До сих пор удивляюсь, почему они нас не обманули. Через двое суток мы были в Куньмине. Отсюда до лаосской границы ещё около 2000 км. У нас оставалось три дня, поэтому ехали днём и ночью. Как выяснилось, ночной автостоп в Китае лучше дневного- меньше добровольных "помощников" и автобусов. До границы доехали в последний день действия китайской визы- 30 января, за три часа до закрытия перехода.
Ждитепродолжений...
Автор:
Шанин Валерий
Источник:
Газета "Вольный ветер" - №11 2002
Обсуждение:
Еще никто не высказал своего мнения, Ваш комментарий будет первым.