реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Чехия

Посольство Чехии
Карта Чехии
Карта Праги
Путеводитель по Праге
Все рестораны, кафе, бары в Праге с описаниями и ценами (en)
Театры, Музеи, Рестораны, Магазины в Праге
Интересное о Праге
Пражские галереи.
Прага и окрестности
Окрестности Праги
Театры и музыка в Праге
Боулинг, дартс в Праге
Игровые автоматы, бильярд в Праге
Справочная информация о Праге
Пражский Зоопарк
Исторические города Чехословакии
Мини-разговорник. Как это сказать по-чешски?
Общая информация о Чехии
Посольства Украины, республики Беларусь в Чехии
Карловы Вары шаг за шагом
Путеводитель по Франтишковым Лазням
Святой Вацлав - символ чешской государственности
Начало «Бархатной революции» - 17 ноября 1989 года
Битва на Карловом мосте и другие события Тридцатилетней войны
Замок Карлштейн
Махово озеро - отдых на «чешском море»
Конепруские пещеры
Йиндржихов Градец
Благотворная атмосфера Телчи
Пардубице – город пряников и скачек
Шумава – загадочные горы в южной Чехии
Теплице: город с богатой историей и горячими источниками
Курорт Подебрады
За бокалом вина в Мелнике
Лечебные процедуры на курорте Подебрады
Замок Бездез
Русско-чешский словарь on-line
Карта Чехии on-line
Погода в Чехии, Праге (сылки на чешские метео-сайты)
Еврейский квартал в Тржебичи
Город-крепость Угерске Градиште
Пограничные укрепления в Краликах
Жамберк - город кружева и выдающихся личностей
Лагерь «Война» - мемориал жертвам коммунистических репрессий
Замок Духцов - место последних лет жизни Казановы
Мост - город, история которого связана с добычей угля
Славонице - жемчужина эпохи возрождения
Святой Ян под Скалой
Чешская аристократия: время перемен
Граф Франтишек Антонин Шпорк - человек, сражающийся с двуглавым драконом
Почему чехи до сих пор отмечают возникновение ныне не существующего государства?
Леопольд Первый - король, сражающийся с Турками
Странное чудо в деревне Чигошть
Учитель народов Ян Амос Коменский
Священная Чехия или Язык святого Яна Непомуцкого
Прагматическая санкция или Великая императрица Мария Терезия

Сейчас на форуме:
Гид в Шанхае. // Dar19S

Переводчик в Шанхае. // Dar19S

Персональный шоп-гид и поставщик товаров из Тур... // shopgid

Посоветуйте лагерь // natalia120580

Гид в Шанхае (Экскурсии) // Dar19S

Отдых в Судаке 2017 без посредников, гостевой д... // Юрий К.

Переводчик в Шанхае // sergey70

Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Чехия: Праге - отлично, компании Terma Travel - неуд // Татьяна, г.Алматы, Казахстан

Чехия: Отдых в Праге // Karina

Чехия: Туроператор Терма тревел: отдыхать лучше без него // Ирина

Чехия: Неожиданная Прага // Игорь

Чехия: отзыв туриста // Ирина

ОАЭ: остерегайтесь мошенников!!! Не покупайте шубы в Шардже // Елизавета Маштакова

ОАЭ: Хороший отдых // Оксана

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

Путеводитель по Франтишковым Лазням

Часть первая.

Осмотр города мы начнем с традиционной отправной точки всех здешних экскурсий - фонтана в начале Народного проспекта (пока не получим оплаченное право на въезд в город по Русской улице, доберемся до Народного проспекта от северной стоянки у вокзала или от южной - у поселка Слатина. В первом случае перейдем у вокзала Надражни улицу, войдем прямо в парк и широкой аллеей за несколько минут дойдем до места. В ином же случае, перейдя речку Слатинку, снова пройдем парковой аллеей к Народному прспекту и поднимемся наверх к фонтану). Градостроители ушедших веков со вкусом проложили главную улицу города, берущую начало от постамента фонтана. Народный проспект с присущей только ему атмосферой сыграл главную роль в создании неповторимого облика Франтишковых Лазней.


Франтишковы Лазне
Вид на Народный проспект

Чтобы постичь историю города, дадим на мгновение простор своей фантазии. Обратим внимание на два ряда почти что окраинных домов, окаймляющих Народный проспект, и две параллельные боковые улицы, видимые в общих чертах справа и слева (Махова, Ираскова). Представим себе их как обычные аллеи, служащие местом выездки лошадей. Затем продлим в своем воображении аллеи до парка, что за Вашей спиной, и соединим их по дуге. То же проделаем на другом конце улицы за источником Франтишека и сразу же оказываемся в Деревне императора Франца вскоре после ее основания около 1800 года. Видим перед собой типичную деревню, где единственная, она же главная, Императорская улица, является одновременно площадью и местом прогулок гостей города. Курортная жизнь бьет ключом, утром гости сходятся у источника для питьевого лечения, завтракают, обедают и ужинают в Общественном доме, что в конце улицы, прогуливаются по газону или решетчатой колоннаде, а может быть, пьют кофе под липами в парке за Вами. Провинциальный директор строительства, просвещенный аббат Грубер создал идеальный проект маленького деревенского, буквально, садового курорта с застройкой на протяженных участках, которые доходили прямо до следующей улицы. Участок включал в себя жилое помещение - курортный дом, хоздвор с конюшнями, сенниками и депо для колясок и сад для интимного отдыха, препятствовавший блоковой застройке. Блоки сомкнутых зданий в сегодняшнем виде возникли позднее, при постепенной застройке исторического центра города. Промежутки между домами, видимые и сегодня, были закрыты солнечными ампирными воротами во двор. Ряд домов, несмотря на легкую песчаную почву, был выстроен с подвалами, ближе к источнику же необходимо было забивать сваи. Дома строились на гранитном фундаменте, при строительстве же надземной части до высоты третьего этажа использовалась комбинированная кладка. Застройщик был связан строительными правилами, согласно которым дом дольжен был иметь не менее двух этажей и ванную. Отделки фасадов производилась по рекомендованным образцам. В номера можно было войти не только из коридора, но и из соседнего номера, что учитывало желания гостей.

Теперь спустимся от фонтана (арх. Пароубек, 1962 г.) и пройдемся по Народному проспекту Справа видим курортный дом Беседа, ранее Русский дом, с 1845 года носивший название Эрцгерцог Штефан. Фасад был отделан в конце шестидесятых лет, в торце аттика был нарисован портрет эрцгерцога. В 1808 году домом владел курортный инспектор Антон Музиль, во второй половине века он перешел в руки Ганса Понтини, начинавшего на курорте в качестве арендатора Общественного дома. Сегодня дом является санаторием Министерства внутренних дел.
Дом Беседа за свою историю может похвастать тем, что его посетил ряд высочайших особ своего времени. В 1812 году здесь остановился на ночлег сам основатель курорта, император Франц I. Эрцгерцог Штефан (чье имя носит дом), особенно чтимый жителями города, жил здесь в 1845,1865-66 и 1869 годах. В 1835 году здесь гостила королева Баварии, а в 1847 году - сразу три эрцгерцога: Франц (будущий император), Карл Людвиг и Иозеф Максимилиан.

Сразу за домом Беседа стоит типичный курортный "домик" эпохи основания курорта, сохранивший до наших дней фасад в стиле барочного классицизма.
Франтишковы Лазне | У двух золотых львов (дом 7) - место где жил Бетховен
У двух золотых львов (дом ¦7) - место где жил Бетховен

Застройщиком был обер-лейтенант Кристоф Арцбергер, в 1805 году дом купил пекарь, мастер Антон Бидерман. Сначала дом носил название.У двух золотых львов, затем последовательно У золотого льва, Город Магдебург, У великого мастера. Свое последнее имя дом получил в честь столетия со дня пребывания в нем воистину великого гостя, Людвига ван Бетховена, прожившего здесь в 1812 году целый месяц. Помимо Бетховена, здесь жила жена Гете Кристина со своей спутницей госпожой Киршт. Кристина чувствовала себя на курорте превосходно и, несмотря на то, что приехала сюда на лечение, протанцевала до дыр подошвы своих туфелек.

Часть вторая.

Теперь обратим внимание на левую сторону улицы.
Первым в ряду стоит бывший курортный дом Город Лейпциг, позднее называемый Савой Отель, сегодняшнее название - курортный дом Лаба. Название Савой относилось к массивной пристройке на Русской и Ирасковой улицах в репрезентативном стиле тяжелого венского неоренессанса (автор проекта неизвестен). Здание было построено в 1795 году с 1796 года владельцем его был советник магистрата фон Осмюнц, после его смерти дом купил Иозеф Вильгельм Пойман, брат старосты Кристофа Поймана. В первом этаже бывала аптека. Фасад с традиционным слуховым окном является первоначальным.
Гости: К числу знаменитых гостей дома принадлежали сербский король Милан и королева Наталия, чье имя носит знаменитый источник.

За проездом во двор стоит курортный дом с поэтическим названием У белого лебедя. С 1835 года дом назывался Принцесса Оранекая (в 1794 г. советник магистрата Антон Габлер передал все права на свой участок Иозефу Рейфу, в 1795 г. была закончена дворовая постройка, в 1803 г. - главное здание). В доме был трактир У белого лебедя, позднее - У принцессы Оранской. На месте бывшего дома в 1992 г. была построена копия, прежним остался портал с инициалами застройщика Ридла и каменными консолями балкона.
Гости: 1810 г. - И. В. Гете, 1812 г. - Кристина Гете, 1835 г. - великая княгиня Анна Павловна, 1836 г. - граф и гра-финя фон Линген - будущий император Вильгельм I в сопровождении свиты из 19 человек, 1835 г. - принцесса Оранская.

Третьим курортным домом на этой стороне улицы является Саксонский дом. Его хозяином был известный лекарь и акушер Кубитц. Дом был построен в 1795 г., в 1843 г. он перешел во владение курортного врача д-ра Зоммера.
Гости: 1798 г. - философ И. Г Фихте, 1812 г. - императрица Мария-Луиза, дочь Франца I, супруга Наполеона, 1813 г. - графиня Романова, 1848 г. - композитор и педагог Вацлав Ян Томашек.

Осмотр этой стороны Народного проспекта закончим у курортного дома Кветень (май), ранее называвшийся Великая княгиня русская, затем отель Почта. Первым застройщиком должен был быть советник магистрата фон Осмюнц. В 1804 г. строительный участок был переписан на имя графа фон Цедвица и в том же году дом был построен. В 1838 г. Анна-Розина, урожденная Цедвиц, продала дом Май почтмейстеру Его Величества в 1847-1873 гг. Шаку и его супруге. Почта была размещена именно в этом доме. Оформление фасада с неоготическим орнаментом в духе раннего романтического историзма прошло во второй половине сороковых годов XIX века.
Гости: 1814 г. - графиня Романова - великая княгиня российская - в сопровождении свиты из 14 человек (ее именем был назван дом), 1817 г. - баронесса фон Леветцов, мать Ульрики фон Леветцов - поздней любви Гете, 1823 г. - доктор Хуфеланд, 1829 г. - эрцгерцог Карл Фридрих из Веймара с супругой Марией Павловной -дочерью русского царя Павла 1,1835 г. - император Фердинанд I.

Теперь вернемся к правой стороне улицы.

Перед нами сегодняшний отель Слован, возникший с объединением двух домов из старой застройки Народного проспекта. Дом справа назывался У золотого ангела. Был построен в 1795 г., застройщиком его значился пекарь, мастер Иозеф Керн. В девяностых годах дом перешел на им Иозефа Дюрфлера, который в 1916 г. его перестроил и открыл здесь известное позднее Кафе Дюрфлер.
Гости: 1839 г. - Вацлав Ян Томашек.

Дом слева У черного орла был назван именем застройщика, основателя курорта д-ра Бернарда Адлера. После его смерти дом унаследовал его сын Фердинанд.
Гости: 1803 г. - философ И. Е Гердер, 1860-1879 гг. - внук поэта Вольфганг фон Гете (всего 14 раз).

Дом, стоящий рядом с отелем Слован, назывался К австрийской короне, позднее - У римского императора. Был построен в 1794 г. пекарем, мастером Павлом Фишером. Согласно историческим источникам, здесь с 1805 г. была первая курортная аптека. Сегодняшний вид фасада сохранился с конца шестидесятых годов прошлого века.
Гости: 1847 г. - композитор Ч. Спонтини

Отель Три лилии с мемориальной доской И. В. Гете. Был построен в 1793-94 гг., а в 1808 г. его застройщик Антон Лойман передал его своему сыну, будущему первому старосте Франтишковых Лазней Кристофу Лойману Первоначальная планировка имела L - образный вид, одним крылом выходя на Императорскую улицу, другим на Либушину После утверждения проекта первой общедоступной лечебницы (ранее Лечебница I) Пойман построил крыло на Маховой улице и привязал к нему здание с крылом на Либушиной улице - это была та самая знаменитая грязелечебница, поднявшая лечение грязевыми ваннами на надлежащий уровень. В 1826 году было закончено строительство здания, в 1827 г. - интерьер. Помимо традиционных минеральных ванн Лойманн, прежде всего, ввел грязевые ванны. Вступив в атриум, мы можем осмотреть фасад с графитти хебского художника Боймира Хутты (50-е гг.). В 1992-95 гг. была произведена капитальная реконструкция дома, и сегодня это репрезентативный отель. Доска с портретом Гете на фасаде установлена в память о его пребывании.
Гости: 1808 г. - И. В. Гете, 1835 г. - князь К. В. Меттерних, сопровождавший Фердинанда 1,1838 г. - королева Саксонии Мария-Леопольдина, 1858 г. - баронесса Мария фон Эбнер-Эшенбах, 1851 г. - граф фон Везенштейн - будущий король Саксонии, 1957 г. - поэт Витезслав Незвал.

Часть третья.

Снова обратимся к левой части Народного проспекта.

Около поворота к Почтовой улице стоит курортный дом Май, ранее называвшийся Золотой колодец. Неоготический фасад, оформленный в 1865 г., является хрестоматийным примером позднего романтического историзма. Интересно сравнить его с фасадом соседнего курортного дома Кветень, где явно видна схожесть с фасадом дома Май, но в робко-мягком графическом виде, характерном для истоков этого стиля.
Гости: 1815 г. - поэт А. X. Тйдге

Следующий дом имел целый ряд названий - Польский дом, Город Дрезден,У Меркурия, Отель Хюбнер. Был построен в 1794 г., застройщиком значился торговец Антон Бауман. Массивный классический портик около небольшой Моравии. как сегодня называется Польский дом, построен над входом одного из старейших кинотеатров в Чехии. Прежде это было кафе, встроенное в пространство между домами в 1860- 70 гг., вскоре после перестройки здесь стали демонстрироваться фильмы.
Гости: 1886 г. - канцлер Бисмарк с супругой по случаю встречи с министром иностранных дел России Гирсом.

Последним зданием в этом ряду является военский санаторий Киев - ранее Немецкий дом и Палац-Отель. Построил его в 1794 г. хебский бургомистр Матиас Лимбек фон Лилиенау В эпоху основания курорта дом принадлежал к наиболее видным и благоустроенным зданиям на Народном проспекте. Впервые он был перестроен в 1888 по проекту {устава Видермана, в 1908 году стал на один этаж выше. В 1918 г. Палац-Отель сгорел, однако был немедленно отстроен в Lмодерном стиле',' как писали тогда в газетах.
Гости: 1814 г. - эрцгерцог Карл со свитой, 1815-16 г. - веймарский эрцгерцог Карл-Август, 1818 г. - князь Мет-терних со свитой, 1843 г. - эрцгерцогиня Мекленбургская, 1850 г. - эрцгерцог Альбрехт Австрийский, 1891 г. -эрцгерцогиня Изабелла Австрийская

Вернемся на правую сторону улицы.

Перед нами стоит самое знаменитое с времен основания курорта здание. Это так называемый Общественный дом. Камень в основание здания был положен в 1793 г., дом открылся в 1795 г. Это был комплекс из двух (сегодня уже трех) строений разного назначения. В главном здании справо первый этаж занимал трактир с квартирой трактирщика, на втором этаже - малый зал и бильярдные, третий этаж был отведен под канцелярию и квартиру курортного инспектора. Одноэтажное здание слева было собственно большим залом, где проходили обеды за одним столом, танцевальные вечера и балы, понимаемые тогда, как коллективная терапия, проводились все значительные общественные меропроятия. В свое время зал был одним из самых замечательных в Чехии. В период, когда Франтишковы Лазне становились курортом мирового значения, городские власти приняли решение о строительстве следующего отдельного общественного зала. Выйдем на терассу перед старым залом и пройдем к фасаду нового. Неоренессансное здание Густава Видермана, построенное в 1876 г, решено в классически выверенных формах. Богатая лепнина, веранда с колоннадой, терраса на втором этаже и трапециевидные купола подчеркивают масштаб строительства, присущий большому городу Потрясающее впечатление производит огромное помеще-ие, украшенное лепным орнаментом. Новое здание своими размерами подавило старый Общественный дом и стало новой доминантой курорта.
Гости: 1818 г. - И. В. Гете, 1816 г. - маршал Блюхер с графом Ностицем, 1837 г. - граф Каспар Штернберг

Снова вернемся на Народный проспект и, свернув за угол между отелем Три лилии и Общественным домом, выйдем на Либушину улицу. Перейдем Махову улицу и остановимся у павильона источника Луизы. Второй старейший источник во Франтишковых Лазнях был обнаружен прислугой одного из гостей курорта в 1806 году. В 1807 г. община выкупила источник, оборудовала его и в 1808 году по повелению Его Величества Франца I назвала его именем императрицы Луизы. В 1817 г. при ремонте места, где он был уловлен, был найден еще один источник, названый Холодным. В настоящее врем оба источника сведены воедино, справа Луизы, слева Холодный. С момента нахождения они использовались, в первую очередь, в ваннах. Отдельный павильон источника Луизы был построен по проекту местного инженера Штёра в 1827 году Овальные очертания окружает густая аркатура входов, крышу венчает фонарь с ампирными окошечками, делен-ными на лучи. Пастельные тона подчеркивают легкость одного из самых красивых ампирных павильонов в Чехии. Невысокая парковая постройка при выезде из курорта является второй лечебницей Поймана, ныне Лечебница I (1840). Ее сегодняшний облик сформировался к 1872 году, когда к основному зданию перестали пристраивать флигеля. Здесь пациентам тоже предоставлялись грязевые и минеральные ванны. Вода наполняла резервуары, согревалась паром и по деревянным трубам поступала к ваннам. Оборудование лечебницы составляли металлические, мраморные, минераловые, медные и бронзовые ванны, воздушное отопление. Над санаторием в духе времени возвышалась труба. Вид у источника Луизы довершал фасад уже упомянутой первой лечебницы Поймана, ныне отеля Три лилии.

Часть четвертая.

Вернемся на Народный проспект и спустимся к павильону источника Франтишека. Сейчас мы с вами в местах, где начиналась история Франтишковых Лазней. Если действительно хотим понять исключительность этого города, нам придется, снова дав волю своей фантазии, представить себе несколько картин прошлого.

Итак, картина первая - мы в начале XVIII века. На месте курортной поликлиники стоит старая разливочная (1694), на месте Газолечебницы - гостиница с оградой и пристройкой с ваннами. Вокруг источника деревянная площадка с оградой от скотины, пасущейся на соседнем лугу. Источник закрыт крышей лишь с западной стороны, чтобы солнце отгоняло Lзлых духов" - пары над источником. Сегодняшней парковой аллеей к источнику приходит около ста женщин-водоносов.

Картина вторая - 18 августа 1791 года. С неудовольствием терпимый павильон, который в 1789 году построил граф Коловрат, по приказу городского лекаря д-ра Адлера должен быть закрыт решеткой, и - какое унижение! - вода должна набираться из водосточной трубы. И как свидетельствует летописец, разъяренная толпа женщин со знаменами из простыней, вооруженных ножами, саблями и топорами, несется сюда из Хеба, инспектор скрывается в гостинице, за несколько минут павильон превращается в груду дерева. И никому еще и в голову не пришло, что женщины, сами того не зная, основали собственный женский курорт.

Картина третья - начинается строительство курорта. Осмотрим новый (1793) павильон. Это деревянный восьмиугольник с аркадными входами, медной крышей (подаренной самим императором), увенчанной жезлом Эскулапа. Служитель источника подаст Вам стакан воды. Прогуливаться будем в зарешеченной беседке - колоннаде. Она ведет от павильона к Маховой улице, идет по ней и сворачивает к залу Общественного дома. Колоннада посыпана песком, и когда поднимается ветер, вдоль нее натягивается занавес (правая сторона от источника должна была быть также закрыта зеркальной стеной, но за недостатком средств вдоль нее была высажена каштановая аллея). Ряд сторожевых будок за колоннадой - на самом деле общественные туалеты, то есть, все продумано до мельчайших деталей. Купаться будем в своем курортном доме, с 1827 года в частных общественных лечебницах. А тот конический павильон, напоминающий палатку полководца на поле боя, - первая газолечебница. В 1826 г. ее заменил солидный ампирный павильон. Еще стоят здесь отремонтированная старая гостиница (будет снесена в 1808 г.) и разливочная (в 1814 г. на ее месте будет выстроена новая).

Картина четвертая в 1817 году снесена решетчатая колоннада, и на ее месте построена новая, также деревянная, но теперь уже закрытая, с 33 лавками и столбовой галереей для прогулок и покупок. Перед колоннадой стоит музыкальный павильон с оркестром, все пространство является шумным общественным центром курорта. Теперь повернемся к павильону - идет 1832 год, местный инженер Эш предлагает ярко выраженный классицистический Lтемпьето" - павильон с гранеными дорическими колоннами, а владелец разливочной Иозеф Гехт надзирает за реализацией строительства. Перед Вами стоит символ Франтищковых Лазней. Для полноты картины мы должны вспомнить еще одно, ныне уж отсутствующее здание - Городскую лечебницу Она принадлежала городу Хебу и стояла совсем рядом с поликлиникой. Жители Хеба построили большое здание на легком фундаменте без предварительного макета. Кончилось тем, что стена стала намокать и осела. В 1949 году ввиду аварийного состояния лечебница была снесена. Сохранилась лишь курортная поликлиника, ранее необарочная разливочная, построенная на месте предыдущей в 1898 году Автор - хебский строительный советник Иозеф Пашер.

Картина пятая приводит нас уже в наше время. Вернемся на пространство перед источником. В начале XX века здесь состоялись существенные изменения. В ту пору Франтишковы Лазни переживали кульминационный период по уровню посещаемости курорта, и, следовательно, начал проявляться недостаток торговли в курортных домах. Газолечебница устарела, в курортном лечении начала применяться радиоактивность. Поэтому весной 1912 года магистрат принял решение вырубить каштановую рощу, на месте которой в течении нескольких весенних месяцев выросла новая колоннада и Газолечебница (центральное здание с двускатной крышей и классицистической вазой на крыше) с радиевым эманаторием. Массивный ряд колонн в открытой части соседней колоннады заворачивает к крытой части с магазинами и кафе. Сфинксы взяты из классического наполеоновского ампира, использовавшего египетские мотивы. Вскоре после окончания строительства сюда перенеслась вся общественная жизнь с левой стороны: в 1914 году старая колоннада внезапно сгорела. Еще в течение первой мировой войны были попытки построить ее заново, однако когда подверглась сомнению регулярность руководства стройкой, работы были остановлены навсегда. Новую колоннаду спроектировал и построил Густав Видерман. Осмотрим колоннаду и вернемся к источнику Франтишека. Пройдя несколько шагов за павильоном в сторону Слатины, свернем на парковую дорогу налево и подойдем к Залу Глауберовых источников. Зал был построен в 1930 году в месте, где при поиске новых источников в 1920 году были найдены источники Костельный, Глаубер Ш и Глаубер ГУ. Последний из названных содержит наибольшее количество глауберовой соли в мире. Костельный источник использовался до конца восьмидесятых годов прошлого века, как столовая вода. Строительство проектировал и реализовал Эрнст Энгельгарт, заказ на строительство получила местная фирма Прош-Энгельгарт. Автором источникового постамента был хебский скульптор Адольф Майерль, скульптуры в источниковой шахте источника Глаубер IV изваял хебский скульптор Карл Вильферт. Строение было решено очень хитроумно: избранный угол усиливает массивные колонные портики, овальный прсвечивающийся фонарь придает строению почти церковный вид. Подобное воздействие оказывает интерьер, своим рядом колонн и высотой под фонарем он создает ощущение нахождения под сводами собора. Это идеальное место для успокоительного отдыха. И хотя здание решено в духе функционализма, в оформлении интерьера использованы черты неоклассицизма с египетским элементом. Вправо от зала видим павильон Нового источника, который был построен в 1959 году на месте предыдущего деревянного, установленного в 1856 году От Зала Глауберовых источников пройдем парковой дорогой назад к центру, за поликлиникой свернем вправо к парку и вступим на так называемый променад Изабеллы.

Часть пятая.

Променад Изабеллы - широкая парковая аллея, соединяющая город с отдаленной колоннадой Соленого и Лугового источников. Прежде здесь проходила обычная дорога, по которой ехали коляски или шли гости курорта во время питьевого лечения, переходя от Соленого источника к источнику Франтишека. Позднее она была преобразована в самую лучшую аллею города, на которой, как отмечала графиня Эшенбах, во время питьевого лечения собиралось наибольшее количество дам во всей Чехии. На скамейках вели прием курортные врачи, здесь были также два фотоателье и стрельбище.
Классицистические статуи и вазы, мимо которых проходим, заказало в Вене Общество украшения. Статую императора Франца с указом об основании курорта в руке создал Людвиг Шванталер, а отлил в бронзе Фердинанд фон Мюллер из Мюнхена. Памятник, открытый в 1853 году, ранее стоял в городском парке над фонтаном Пароубека, в 1920 же году, как символ габсбургской монархии, был убран. В 1993 году монумент был возвращен на место, как опятьтаки символ на этот раз возвращения здравого смысла в дела общественные. Свернем на мгновение к парковой вилле - курортному дому Империал.
Курортный дом Империал
Курортный дом Империал
Kолоннада Соленого и Лугового источников
Kолоннада Соленого и Лугового источников

Вилла Империал была построена в 1877-78 годах Карлом Видерманом как репрезентативное парковое здание в стиле нео-Ренессанс. Строитель Томас Вольф хотел в этих местах поставить три дома, но встретил несогласие со стороны городских властей и всех владельцев отелей относительно использования выгодно расположенного земельного участка. Империал известен как место, где состоялось запланированное знакомство будущих супругов Зиты де Бурбон и эрцгерцога Карла Франца Иозефа. Вернемся на аллею. В конце ее стоит одна из интереснейших курортных колоннад. Название получила по имени находящихся на ней источников -колоннада Соленого и Лугового источников. Это здание в стиле позднего классицизма с элементами раннего ренессанса, идеально пропорциональное. Функционально оно решено, как общественный павильон средней величины с крыльями, связующими его с павильонами над источниками. Перед Вами павильон Соленого источника, на конце южного крыла - павильон Лугового источника. Здание стоит на заболоченной почве, в которую было забито 1116 свай. Колоннада была построена в 1843 году пльзеньским строителем Франтишеком Филоусом.

Дтя полноты исторической картины источников не хватает нескольких важных сведений. В местах, где сейчас стоим, было болото с небольшим пригорком. Здесь вьиодили на поверхность газовые и водные источники. В 1817 году именно здесь врач-курортолог д-р Пёшман и хирург Кубитц обнаружили источник. Позднее по распоряжению властей города источник был уловлен и, ввиду высокого содержания в его воде соли, назван Соленым. Другой источник, также обнаруженный среди лугов и уловленный, получил название Луговой. В 1822 году над Соленым источником был поставлен деревянный павильон, над Луговым - павильон в виде шатра. Вдоль променада Изабеллы по проекту хебского строителя Винценца Прёкля в 1826 году была построена открытая деревянная колоннада на 66 дорических колоннах. Ввиду того, что колоннада была открыта всем ветрам, несколько позже она была застеклена. Вскоре после этого, в 1843 году она была разрушена налетевшей бурей. В настоящее время колоннада перестроена, главным образом, ее западный фасад. Перед средним павильоном можете увидеть источник Адлера и бюст основателя курорта д-ра Адлера работы хебского скульптора Карла Вильферта. Памятник был открыт в 1902 году Перейдем от северного павильона к южному Неподалеку от колоннад стоит лечебница, ранее названная именем врача курорта д-ра Картельери. После того, как лечебница была откуплена городом, она носила имя императора Франца Иозефа (ныне Лечебница III). На своем участке за Грязевым потоком Картельери обнаружил два источника, назвав их Железистый и Картельери, и в 1864 году построил собственную лечебницу, оборудовав ее по последнему слову техники, например, он установил ванну Шварца с двойным дном. Большое внимание Картельери уделял грязелечению и весьма распространенным в ту пору железистым ваннам. Здание построено в стиле романтического историзма.

От Лечебницы III вернемся вдоль колоннады назад к Соленому источнику, откуда увидим справа на пригорке здание Лечебницы II. Проект совместно выработали два архитектора - Густав Видерман из Франтишковьк Лазней и Карл Хаберцеттль из Хеба. Окончательное решение принадлежит Густаву Видерману Застройщиком был банкир из Санкт-Петербурга Зингер. Строители выбрали замковую планировку с репрезентативным средним павильоном и боковыми крыльями для приема ванн, которые создали впечатление замкового парадного въезда. Если помпезному стилю венского неоренессанса придать налет ренессанса французского и поставить это здание на небольшую возвышенность, создастся иллюзия полного великолепия. Столь же сложным было оборудование лечебницы, которая даже имела бассейн в заднем крыле. Лечебница предоставляла все виды тогдашней курортной терапии. В 1880 году состоялось ее торжественное открытие. Для ванн использовалась вода из трех местных источников - Наталии, Геркулеса и Стефании, найденных в восточной части франтишковолазенского торфяника. Однако вскоре у Зингера возникли существенные проблемы - он переоценил посещаемость курорта, зато недооценил раздражение преуспевающих конкурентов и, в конце концов, обанкротился. Лечебница перешла к имперскому советнику Зюссу.

В центр города вернемся парковой дорогой около фонтана с дельфинами, установленного в 1994 году по проекту А. Кухаржа. Выйдем на улицу 5 мая, которой пойдем вдоль парка, дабы получить полную картину ее застройки. И снова необходимо назвать несколько характерных признаков этого второго, внешнего кольца, окружающего исторический центр Франтишковьк Лазней: улицы 5 мая, Французская и частично Колларова возникали, как окружные коммуникации за пределами парка с начала 60-х годов XIX века в эпоху возникновения железных дорог и строительной конъюнктуры. Застройка является односторонней. Чтобы подчеркнуть впечатление от Франтишковьк Лазней как города-сада, между улицей и курортными домами росположены Lзеленые полосы" с садовыми павильонами для отдыха. Разнообразие зданий с их яркими архитектурными деталями и декоративными элементами позволяет определить их стиль как нечто среднее между вершиной романтического историзма и началом неоренессанса. К одному из самых любопытных зданий относится Павлик (носящий имя знаменитого чешского гинеколога), построенный в 1867 году и принявший свой нынешний вид в 1925 году Реконструкцию реализовал Ф. И. Прош. Ранее дом Павлик назывался Князь Турнунд-Таксис, позднее Королевская вилла. Благодаря наличию сада с непременным парником, павильона и танцевальной площадки, Павлик являлся излюбленным местом встреч элегантного общества времен Первой республики. От Павлика спустимся парковой дорогой к памятнику И. В. Гете. Памятник, первоначально задуманный как фонтан, был построен в 1906 году по эскизу хебского скульптора Карла Вильферта-младшего. В центре -бронзовый рельеф с портретом поэта, скульптура справо символизирует Красоту, слева - Правду Мраморные рельефы изображают Лирику и Правду.

Курортный дом Павлик
Курортный дом Павлик

Памятник Гете
Памятник Гете

Часть шестая.

Русская церковь в Франтишковых Лазнях
Русская церковь

Выйдем снова на улицу и на перекрестке свернем налево к Русской улице. За пределами исторического центра курортные дома на этой улице в сущности являются виллами и построены после 1858 года. Перед Вами курортный дом Виндзор, выстроенный в духе романтического историзма и напоминающий виндзорскую готику Он был построен в 1862-63 гг., и в один из своих приездов здесь хил Иоганн Штраус. Глядя на прочие дома в этом ряду - Ессениус, комплекс Рубешка, Мояти и Эспланада - сможете представить, сколь изменчивой и прихотливой была архитектура романтического историзма. Прежде, чем выйдем в центр, бегло осмотрим православную церковь святой Ольги. Идя по Колларовой улице, сливающейся с Русской улицей, обратим внимание на комплекс курортного дома Монти, осмотрев другие курортные дома и неоготическую виллу, остановимся у православной церкви. Его автор, 1устав Видерман построил аналогичные здания в Карповых Варах и Марианских Лазнях. За образец Видерман взял проект русского архитектора Обера, относящийся к 70-м годам XIX века. Строительство было завершено 20 мая 1887 года.

Вернемся на Русскую улицу и на следующем перекрестке остановимся около большого здания в парке. Это театр имени Вожены Немцовои (первый театр, начавший работать вскоре после основания курорта, находился в простой хозяйственной постройке за Общественным домом на Либушиной улице). После расторжения хебским магистратом договора о найме жители Франтишковых Лазней построили на месте нынешнего театра собственную сцену Не слишком пригодное для театра здание простояло до 1927 года, когда городские власти решили выстроить новый театр, соответствующий мировому значению курорта. Автор проекта, профессор пражской технической школы Артур Пайр использовал каркас здания, как основу сцены и зала, и накрыл его новой крышей. Весной 1928 года строительство, длившееся всего 150 рабочих дней, было закончено. По стилю относящийся скорее к функционализму двадцатых годов, своим фасадом с мощными колоннами театр заставляет вспомнить высокий слог классицизма.

Осмотр города продолжим, идя по оставшейся части Русской улицы в сторону фонтана на Народном проспекте - отправной точке нашей экскурсии. Теперь стоим на краю исторического центра, который имеет квартальную планировку в шахматном порядке. Осмотр отдельных улиц, параллельных Народному проспекту, можем провести в рамках нашей экскурсии или позже самостоятельно. Улица доктора Погорецкого (чешский врач, погибший от рук нацистов) была заложена в 1850 году как последняя улица восточной части центра города. Согласно своему расположению, ранее называлась Утренняя. В нижней ее части на краю парка стоит один из ее первых домов, ныне курортное учреждение Бельведер (ит. - красивый обзор), построенный по проекту Карла Видермана в духе классического Lгреческого" стиля раннего романтизма, и, благодаря последующим перестройкам и пристройкам - последняя состоялась в 1927 году (вестибюль, крытая веранда) - принял нынешний вид атриумного комплекса. Частью южной парковой стороны является курортный дом Бельвю, построенный в 1869 году Следующий комплекс курортных домов ограничивается улицами 1усовой и Почтовой. Он носит имя основателя курорта - Адлер, и его трудоемкая реконструкция закончилась в 1995 году, в результате чего Адлер стал самым современным отелем по своему комфорту и оборудованию. Из дома на Почтовой улице предлагаем Вам посетить дом ¦ 8, где находится библиотека и городской музей. Вся улица выдержана в стиле декоративности раннего романтического историзма - здесь мы найдем элементы античности и Ренессанса, сочетающиеся в духе раннего итальянского палаццо или эклектизма на доме Мо 4. Особенно распространены были высоко вытянутые, богато орнаментированные карнизы. Подойдем к Русской улице. Весь ряд курортных домов находится в ведении ЧКД Прага. Первый из них со строгим ампирным фасадом построен в 1840 году является старой франтишковолазенской школой.
Театр им.Б.Немцовой в Франтишковых Лазнях
Театр им.Б.Немцовой

Остальные дома в этой части Русской улицы относятся к концу 60-х и началу 70-х годов XIX века. В парке по правую сторону заметим бронзовую скульптуру LПобеда" отлитую в 1974 году Бржетиславом Бендой. Теперь осмотрим улицу Б. Немцовои. Прежде беспорядочно выстроенные дома стали относиться к Русской улице лишь в 1804 году, собственно улица Б. Немцовои была проложена в 1812 году Помимо нескольких интересных с точки зрения архитектуры домов, каковыми являются курортные дома Бероунка и Палас (номера домов соответственно 29 и 153 на поперечной Почтовой улице, улица эта знаменательна, прежде всего, тем местом, где в 1847 году побывала Вожена Немцова. Дом Синяя звезда в парке за почтой, к сожалению, не сохранился. Он был построен в 1812-15 годах, владельцем его был Г Адам Ноннер. На этом месте теперь установлена мемориальная доска.

Перейдем к началу Ирасковой (ранее Костельной) улицы. С этого места обратим внимание также и на дома по правой стороне Русской улицы. Застройка здесь прежде была связной, около дома приходского священника стоял сравнительно большой отель Прага, снесенный в 1965 году вследствие его аварийного состояния. Теперь здесь есть проход к привлекательному уголку отдыха Городских садов у паркового маленького озера. Ранее здесь стоял эсперантистский памятник в стиле модерн, снесенный в период оккупации. Новый, открытый в 1994 году стоит за озерцом у источника Мира. За источником находится скульптура матери с младенцем работы скульптора Бимы (1988 г.).

Вернемся на Русскую улицу Самым значительным зданием в этом ряду является костел Воздвижения святого Креста, на строительство которого выделил средства из Религиозного фонда сам император Франц I после посещения курорта в 1812 году Костел находился в ведении ордена крестоносцев с красной звездой. Строительство было закончено в 1819 году и часто приводится как пример классицистическо-ампирной архитектуры. Доминантой фасада является портик с двумя парами массивных колонн, несущих архитрав с треугольным щитом. Башня передвинута чуть далее за фасад. Соседний дом священника построен в 1868-69 годах. Архитектор Карл Видерман в проекте соединил его аркадной лоджией с костелом, украсил колонным портиком, так что всей композицией фасада дом производил впечатление итальянской ренессансной виллы. Строительство финансировали крестоносцы совместно с городом. Первым настоятелем храма стал Франциск Хуспека, избранный в 1882 году великим магистром ордена крестоносцев. С тех пор существует традиция, согласно которой великий магистр освящением источников открывает курортный сезон.

Часть седьмая.

Костел воздвижения св. Креста
Костел воздвижения св. Креста

Вернемся к осмотру Ирасковой улицы. Ее застройка началась в конце девяностых годов XVIII века. Здесь были построены меньшие курортные дома - вклад более легких на подъем жителей окрестных деревень в строительство курорта. Эта часть Деревни императора Франца именовалась жителями Новой колонией. Доминантой начала улицы является громоздкий неоренессансный фасад курортного дома Лаба, о котором шла речь во введении к экскурсий. Весьма любопытным является старый фасад дома Но 48 (1847 г.) с классицистической пилястрной композицией. Когда-то этот курортный дом с уютным кафе назывался Город Париж, затем Моравия (часть дома Но 14 на Народном проспекте). Дом был построен в 1872 году под знаком перехода от романтического историзма к неоренессансу Противоположный курортный дом Лужиице, ранее Золотой олень, в котором бывала кондитерская (ныне предприятие по выпечке и продаже вафель), имеет уже все признаки неоренессансного фасада.

Самым красиво оформленным домом является Берлинский двор в конце улицы. Старая постройка 1811-13 гг. в результате пристроек и угловых эркеров почти обрела вид атриумного замка. После перестройки в 1909 г. она стала одним из самых красивых домов в городе. Помимо натуралистических и классицистичных элементов на Вас, конечно же, произведут впечатление мужские и женские гермы и портреты Гете и Шиллера на эркере над входом. В настоящее время в здании находится правление акционерного общества Курорт.
Фонтан и музыкальный повильон в Городских садах
Фонтан и музыкальный повильон в Городских садах

Нам остается последняя часть Русской улицы, вернемся к отправной точке нашей прогулки - фонтану на Народном проспекте. Около нее войдем в парк и в последний раз вернемся к истокам курорта. В ту пору его черта доходила до костела, остальные участки земли постепенно прикупались. Вместо фонтана у входа встал каменный обелиск, дорога перед вами разделяла два квартальных участка со высокими липами. Из середины каждого расходилась сеть дорог по принципу французского парка. За пределами этой упорядоченной части начинался первый романтический английский парк, называемый также Люствальд. В центре находилась кульминационная точка романтического безрассудства, так называемая Улитковая вершина - холм с нагроможденной глиной с серпантинами к его верху, откуда открывался широкий обзор. В парке гости курорта прогуливались, пили кофе, отдыхали. Ныне парк со своими деревьями и рододендронами является, прежде всего, одним большим узлом, через который идут связующие пути между курортными домами, жилыми кварталами на окраине и центром города. Слева видим музыкальный павильон (арх. Карл Хаберцеттль, 1882 г.), в котором проводятся послеполуденные концерты. Кафе справа имеет свою богатую историю. Хебский кондитер и владелец кафе Адольф Старк получил разрешение на строительство в этом выгодном месте на том условии, что через двадцать лет кафе перейдет в собственность города. В 1853 году Старк построил деревянное кафе, а в 1857 году -нынешнее каменное по проекту Карла Хаберцеттля. Северную чугунную веранду пристроил в 1883 году 1устав Видерман, большой зал выстроен в эпоху Первой республики.

Последний поворот в нашей экскурсии ведет к Французской, Американской и Английской улицам.
Широкой парковой променадой вдоль Народного проспекта мы дойдем до середины Французской улицы. Здесь можем осмотреть пеструю смесь архитектуры примечательных курортных домов, являющихся составной частью внешнего кольца исторического центра курорта. С точки зрения стиля эти дома находятся на рубеже кульминации романтического историзма и начала историзма строгого - неоренессанса. Первый дом здесь был построен в 1865 году Найдем здесь самые смелые композиции. В конце парковой аллеи стоит памятник жертвам второй мировой войны, в основание которого уложены горсти земли Дуклы, Соколова, Киева, Лидице, Освенцима и Маутхаузена. По Французской улице пойдем на запад, пересечем Американскую улицу и выйдем к улице Английской. На углу с Американской улицей стояла еврейская синагога, которая была сожжена нацистами. Через несколько шагов увидим евангелическую церковь. Первые богослужения гостей курорта протестантского вероисповедания состоялись еще в 1851 году в средней части колоннады Соленого и Лугового источников. Камень в основание костела был положен 23 июня 1875 года, в 1880 году здание, построенное по проекту хебского архитектора Карла Хаберцеттля в стиле романско-готического историзма, было освящено. Вернемся назад к центру Пройдем Английской улицей и осмотрим архитектуру романтических фасадов. Остановимся у парка, где сходятся Английская, Американская и Махова улицы. Парк между Английской и Маховой улицами был ранее застроен, однако большинство домов в 60-х годах было снесено до самой ратуши (первый дом на Английской улице с гербом города на фасаде). От перекрестка также можете осмотреть самую интересную часть Американской (ранее Карповой, названной так в честь эрцгерцога Карла) улицы. Дома Мо 41 и 42 имеют первоначальный вид с 1-й четверти XIX века, в ¦ 43 с дорийскими колоннами у портика был известный загородный ресторан Бранденбургские ворота, упоминаемый в фельетонах Вожены Немцовой. С перекрестка трех улиц вернемся назад к фонтану на Народном проспекте.

Автор:
Источник: ПРАГ.РУ

Смотрите также: Туры в Чехию | Виза в Чехию | Авиабилеты в Чехию |

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Czech/info/Czech_info_228.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция