Мост - город, история которого связана с добычей угля
В сегодняшнем выпуске рубрики «За Прагой» Штепан Черноушек приглашает вас в поездку в город Мост, расположенный в северо-западной Чехии. В город, на историю которого значительно повлияла добыча угля.
Мост
Город Мост расположен в Карловарском крае в ста километрах от Праги. Вы, наверно, задумались, почему у него такое немного странное название. Это объясняет историк города Петра Тройнова.
- Почему Мост называется Мостом? Это название он получил благодаря системе мостов и мостиков, которые перекрывали болота, когда-то здесь располагавшиеся.
Первые письменные источники, рассказывающие о существовании города, относятся к 10 веку. Но сегодня в городе и его окрестностях уже нет болот. Современный Мост окружают разрезы, в которых добывают, или ранее добывали бурый уголь.
Мост
- С добычей угля история города Мост связана не так давно. Его начали здесь добывать только в 19-м веке, хотя о месторождении угля было известно гораздо раньше. Этот край был прославлен виноделием, но об этом сегодня уже мало кто знает. Винограда здесь рождалось очень много, его даже вывозили в Германию, что стало источником богатства здешних дворян.
Однако в 20-м веке, а точнее во второй половине, город стал буквально жертвой добычи бурого угля. Он располагался на богатом месторождении, поэтому было решено построить новые районы в стороне от будущего разреза, и снести красивый исторический центр города.
Костел Святой Девы Марии
Из числа старинных памятников архитектуры, большинство которых не пережили разрушение города, сохранился лишь костел Святой Девы Марии, который возник в Мосте в середине 13-го века.
Раньше он также находился в историческом центре города, но его решили спасти. С места будущего угольного разреза его передвинули почти на 900 метров. Это событие, пожалуй, врезалось в память всех чехов.
По словам историка Петры Тройновой, передвижение представляло собой трудоемкую операцию. Однако еще в 1971 году рассматривались и другие варианты его спасения.
Мост
- Первый вариант - оставить костел на его прежнем месте на столбе, вокруг которого добывали бы уголь. Второй вариант - разборка объекта и его вторичная постройка на новом месте. В-третьих, продумывался вариант сохранения лишь элементов, имеющих историческое и архитектурное значение. Четвертым вариантом было перемещение костела как единого целого.
К счастью, был одобрен четвертый вариант. Подготовка к перемещению костела длилась почти 5 лет. Надо было сделать проект траектории, снести дома, которые мешали перемещению, построить четыре специальные колеи и под окружной кладкой костела создать железобетонный пояс.
- Перемещать костел начали 30-го сентября 1975 года, и закончили через месяц, 27-го октября. На местах скрещивания продольных и поперечных балок помещались 53 транспортные тележки с гидравлическими элементами, благодаря которым выравнивались неровности местности. Таким образом, соблюдалась зона допуска плюс минус 1 сантиметр. Скорость перемещения составляла от 1 до 3 сантиметров в минуту.
Мост
Костел весом почти в 10 тысяч тонн, шириной в 29 и длиной в 58 метров двигался на протяжении 841 метра. Перемещение такого большого объекта стало исключительным не только в тогдашней Чехословакии, но и в мире.
На новом месте костел был установлен на коробчатой двухэтажной конструкции. До 1988 года в нем проходили реставраторские работы. Сегодня костел Святой Девы Марии вновь открыт для общественности. В нем проходят службы и концерты.
Во второй половине 20-го века окрестности Моста из-за добычи угля напоминали лунную поверхность. Большие ямы разрезов, искусственные горы из отвала пустых пород. Сегодня местные власти пытаются привести окрестности в порядок, чтобы они не напоминали сцены из фильма ужасов.
На одной из насыпей отвала на окраине Моста, площадь которой составляет 750 гектаров, сегодня находится большой ипподром.
- Впереди уже седьмой сезон нашего ипподрома. Тот, кого интересует конный спорт, хорошо знает, что в течение этих семи лет нам удалось попасть в число трех лучших ипподромов Чешской Республики. Это - Пардубице, Прага-Хухле и Мост, -
рассказывает директор ипподрома в Мосте Мирослав Сухи. По его словам, ипподром, построенный на отвале, исключительный.
- Везде рекультивация отвалов заключалась в том, что по разгруженной породе ездили бульдозерами, отвалы посыпали пахотной землей, обсаживали деревьями, или зерновыми культурами. Но то, что на месте отвала в рамках рекультивации построили какое-нибудь сооружение, предназначенное для развлечения людей, это исключительно. В Чешской Республике наш ипподром - единственное сооружение такого типа.
Решение о том, что рекультивация отвала пройдет путем постройки ипподрома, было принято 20 лет тому назад. Машины разгружали почвенную породу из разрезов по специальному плану, учитывая, где будут построены трибуны, дорога для скачек и прочие постройки.
- Обслуживание нашего ареала нам, правда, обходится дороже, чем у других ипподромов. Так как речь идет об отвале, его почва немного проваливается, на большинстве территории на один сантиметр в год. Но в некоторых местах почва проваливается на полметра в год. Поэтому, нам иногда приходится выравнивать местность.
Несмотря на некоторые трудности, в настоящее время, по словам Мирослава Сухого, готовятся проекты подобной рекультивации отвалов и в других окрестностях города Мост.
- Есть проекты, рассчитанные на широкий спектр использования. Пастбища, на которых разводились бы овцы, площадки для гольфа, футбола. Кроме того, уже сейчас, в летний период люди отдыхают у подножья холмов из отвала, где находятся красивые водоемы - затопленные разрезы. Там, на самом деле, очень красиво, словно южная Чехия. Никому и в голову не придет, что это всего в двух километрах от Моста, города шахт и отвалов.