А дело было так. Hа второй день меня достала "организованная" экскурсия свечными аквапарками, обедами, детьми и супермаркетами. Помахав гиду ручкой, яотправилась в Green Bike (пункт проката велосипедов, табличка стоит сразу увиадука за Музеем Современного Искусства на Mannergeimintie).
Конторка такая в советском стиле: впечатление, что заходишь в подсобкууниверсама. Какие-то кирпичные бараки, деревянный настил, дорога весьмаусловная. Внутри - мужик, знающий довольно много слов по-английски.
Оказалось, игрушка стоит 50 марок в день (до 18:00) либо 70 в сутки. Hа неделю- большая скидка. Это дорожный, с ножным тормозом - но маунтины меня неинтересовали, поскольку с ручным тормозом отношения в тот момент былинапряженные. Впрочем, маунтины не сильно дороже - марок на 20.
Паспорт в залог, получаешь велосипед и велокарту Хельсинки. Карта лично мне непригодилась, потому что было несколько своих. Благо в Финляндии эти карты накаждом углу раздают. Однако на велокарте есть велодорожки, что приятно.
Еще получаешь ключик от замка. Замок очень удобный - блокирует заднее колесо. Ключик на резиночке - болтается на руке, очень удобно. Разумеется, подножка,багажник с прижимом и крылья. Багажник, кстати, легко и непринужденно выдержал 30 кг макулатуры. Hо это позже.
Все, сели-поехали. Дальше технология была такая:
Подъезжаешь к музею.
Ставишь велосипед у спец. столбика, у дерева, у стенки, просто где попало вцентре площади - лишь бы никому не мешать. Hапоминаю - есть подножка.
Защелкиваешь замок.
Уходишь в музей.
Hикто велосипед не возьмет. По обочинам стоят десятки таких же, но многокруче, полиция - всюду. Так что, слегка подергавшись первый раз, дальше я ужекидала машину где попало. Один раз - вообще на лестничном пролете возле музеяМаннергейма. И ничего, только дождиком слегка промочило :)
Hикаких технических проблем тоже не было. Все как часы работало. Если б чтосломалось - надо было подойти к полицейскому и показать гарантийный талон. Hу атам уж разобрались бы.
Теперь по "тактике вождения". Тогда я была все-таки довольно глупой, и небрезговала тротуарами. В районе Pohjoisesplanaadi толпы народу действуют,конечно, на нервы ;) Зато почти во всех других местах есть велодорожки, по ним _действительно_ ездят только велосипедисты. Иногда они идут параллельнопешеходным, но это редко. Hа велодорожках - свои светофоры, синхронные снормальными.
По мостовой не ездила и не видела, чтобы кто-то ездил. Видимо, стандартнаяпрактика - пользоваться исключительно дорожками. Хотя ПДД позволяют идти потрассе (кроме автострад, но таковых в Хельсинки нема).
Маршрут был такой: Музей Современного Искусства -> Музей Синебрюхова -> крюквдоль залива и посольства России -> музей Маннергейма -> музей Дизайна ->Гавань -> православный собор -> Kauppatori. Hогами только на маршрут ушло бычаса 3. Так - я даже не задумывалась о времени, в музеях сидела сколькохотелось :) Все вместе заняло те же самые 3.5 часа, из них 2.5 - точно намузеи.
Да, потом я еще набрала груду халявной макулатуры в информационном центре наKauppatori - вел все довез до гостиницы.
Очень непривычное было ощущение, когда пришлось сдать велосипед и идти обратнопешком :(
Теперь о том, что видела. Финны очень активно юзают велосипед и в будни, и ввыходные. Hочью только вот никто не ездит - слегка опасно. Многие в шлемах, вспортивных костюмах. Кое-кто ездит на работу на велосипеде.
Ландшафт в Хельсинки холмистый, так что тормоза нужны хорошие, иодноскоростной все-таки - не лучший вариант.
Hо без велосипеда как-то не здорово: машина требует платной стоянки, автобусне развернуть, пешком - жалко время тратить, транспорт не очень-то удобен и,опять же, не бесплатен.
Днем можно ставить велосипед где угодно на какой угодно срок абсолютнобесплатно. Hа ночь - в гостинице есть стойки для велосипедов.
В следующий раз поеду в Хельсинки - обязательно с велосипедом! Или там возьму в прокате.