реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Великобритания / Статьи / Говори с нами, говори как мы...

Посольство Великобритании
Карта Великобритании
Общая информация
Лондон
Бирмингем
Манчестер
Оксфорд
Кембридж
Честер
Йорк
Ливерпуль
Солсбери
Страдфорд-он-Эвон
Винчестер
Виндзор
Брайтон
Эдинбург
Глазго
Белфаст

Сейчас на форуме:
Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Абхазия: Замечательный отдых в Новом Афоне // Елена Скворцова

Чехия: Лейцпиг, Бамберг, Регенесбург // Тали

Чехия: Новый год в Праге // Ирина

Германия: Германия и Швейцария с ДСБВ // ольга

Чехия: Объективный негативный отзыв о гиде туристического агенства 4 сезона! // Анастасия

Турция: форс-мажер // Татьяна

Чехия: Эх, Ирина..Ирина! "Пражская сказка" от "4 сезона // Ольга

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Великобритания

Говори с нами, говори как мы...

    Коммуникативный метод обучения иностранным языкам на сегодняшний день самый популярный в мире. И даже те, кто смутно представляет себя, в чем этот метод заключается, твердо уверены, что он-то и есть самый прогрессивный и самый эффективный 

Корни

    Коммуникативный метод (или подход) возник в Британии в 60-70-х, когда английский начал приобретать статус языка международного общения. Выяснилось, что распространенные в то время традиционные методики (аудиолингвальная, грамматического перевода) перестали удовлетворять нужды большинства изучающих английский как иностранный. Собственно, причиной были не столько старые методы, сколько новый контингент учащихся - "прагматики" с сугубо функциональным взглядом на язык как на инструмент коммуникации. И требовалось им не глубинное, системное овладение изучаемым языком, на которое были направлены традиционные академические программы, а возможность немедленного практического применения своих знаний. 
    Но выяснилось, что люди, учившие язык, чтобы на нем общаться, не владеют современной разговорной речью (не говоря о сленге), не имеют понятия о речевом этикете, - словом, чувствуют себя беспомощными в ситуации реального общения. Тогда и началось отбраковывание тех элементов учебного процесса, которые (как казалось) не были направлены на развитие речи. Собственно, коммуникатив нельзя назвать целостной, системной методикой: скорее, это совокупность приемов, объединенных одной целью - научить учеников эффективно общаться в языковой среде. Эти приемы не изобретали заново: большинство из них использовалось на занятиях и в "докоммуникативную" эпоху. 

Чему они учат

    Отличие коммуникатива в том, что вместо специально подгоняемых под активную лексику и изучаемую грамматику учебных текстов и диалогов в нем в качестве основного приема используется имитация ситуаций из реальной жизни, которые обыгрываются в классе так, чтобы вызвать у учеников максимальную мотивацию к говорению. Так, вместо того чтобы бесконечно пережевывать типовые фразы из учебника: My name is Ivan. I live in Moscow. I am a student и т.п., студенты, изучающие тему "Знакомство", начинают на самом деле активно знакомиться и обсуждать интересующие их вопросы. 
    
Обсуждаются в основном темы, с которыми студенты хорошо знакомы на родном языке: это дает возможность сосредоточиться именно на развитии коммуникативных способностей, то есть умения пользоваться языком спонтанно. Предпочтительно, чтобы темы были "животрепещущими" - связанными либо с жизнью самих студентов, либо с интересующими всех аспектами современности жизни (экология, политика, музыка, образование и т.п.). В западных учебниках, в особенности уровней ниже Upper Intermediate, вы едва ли найдете такие выморочные "топики", как биография Шекспира или достижения ядерной физики. Лишь на старших уровнях вводятся "книжный" и "научный" стили. 
    В отличие от аудиолингвального и других методов, основанных на повторении и запоминании, коммуникативный метод задает упражнения "с открытым финалом": ученики сами не знают, во что выльется их деятельность в классе, все будет зависеть от реакций и ответов. Ситуации используются каждый день новые. Так поддерживается интерес студентов к занятиям: ведь каждому хочется осмысленно общаться на осмысленные темы. 
    Большую часть времени на уроках занимает устная речь (хотя чтению и письму также уделяется внимание). При этом учителя меньше говорят и больше слушают, лишь направляя деятельность студентов. Учитель задает упражнение, а потом, "разговорив" студентов, отходит на задний план и выступает в роли наблюдателя и арбитра. Предпочтительно, чтобы он пользовался исключительно изучаемым языком. 

Превратности метода

    Как исправлять ошибки в речи студентов при коммуникативном подходе и следует ли это делать вообще - вопрос, вызывающий много споров среди педагогов. Одни считают, что обращать внимание надо только на очень грубые ошибки типа *I is. Другие, самые радикальные предпочитают вовсе не вмешиваться: главное, чтобы студенты "самовыражались", то есть говорили много и быстро. Третьи - и их становится все больше - склоняются к тому, что учить следует все-таки правильной речи, а не "абы какой". По словам известного методиста Пенни Эр (Penny Ur), студенты из разных стран в последние годы сами требуют, чтобы учитель обращал внимание на их ошибки. Еще бы, ведь им сдавать международные экзамены, поступать на работу или на учебу, а для этого беглой болтовни мало. Обучение грамматике тоже "больной" вопрос. Многие полагают, что при коммуникативном подходе грамматику не преподают вообще - она выучивается сама собой. Это не совсем так: обучение грамматике, по идее, должно занимать в учебном процессе до 30\\\\% времени. Другой вопрос, что грамматические явления вводятся бессистемно, нередко в виде краткого комментария, и студент в результате так и не усваивает логику изучаемого языка. А, следовательно, может пользоваться им очень ограниченно. 
    "Коммуникативный подход - замечательное изобретение, но дошло до того, что многие решили, будто грамматическая форма вообще не важна, - говорит другой корифей преподавания английского как иностранного, Майкл Суон (Michael Swan). - В результате выросло целое поколение учителей английского, получивших образование в Британии и не имеющих понятия о грамматике... Язык как система перестал приниматься во внимание. Мы прошли одну крайность, занимаясь исключительно грамматикой как системой, а теперь ударились в другую: требуем, чтобы студенты общались, ничего не узнав о языке, на котором они собираются общаться". По мнению Пенни Эр, коммуникативный метод в будущем останется на ведущих позициях, но будет развиваться в сторону преодоления вышеназванных "издержек". То есть обучение будет направлено не просто на "выживание" в стране изучаемого языка, а на эффективное международное общение. А для этого необходима "золотая середина" между коммуникативом и традиционными методами обучения. 

 

Автор: Бараш Ольга

Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №04 2002г.

Обсуждение:

Еще никто не высказал своего мнения, Ваш комментарий будет первым.

Имя*
E-Mail
Уведомлять о новых комментариях
Не показывать E-mail другим пользователям
Ваш комментарий*
 

Смотрите также: Туры в Великобританию | Виза в Великобританию | Авиабилеты в Великобританию |

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Great_Britan/articles/Great_Britan_3718.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция