Лето, море, солнце, остров Крит... На протяжении 21 дня каждый вечер к отелю, где квартировал пионерский лагерь с российскими детьми, подкатывало такси. Каждый вечер в машину садился двенадцатилетний мальчик в сопровождении кого-нибудь из взрослых, и авто удалялось в сторону ближайшего городка. Часа через два они возвращались. Подросток не страдал серьезным заболеванием, и ему не требовалась постоянная помощь врачей. Он ничем не отличался от своих сверстников, разве что... его не устраивал ассортимент шведского стола четырехзвездочного отеля. Вовочка очень любил морепродукты и поэтому предпочитал ужинать в дорогом морском ресторане... Отпускать ребенка одного из лагеря не положено, и поэтому вожатым поочередно приходилось возить юного гурмана в город, благо все эти вылазки он оплачивал из собственного кармана. Такие вот капризные пошли нынче дети, и современная идеология “каждому по возможностям...” не миновала даже детские лагеря отдыха, в которых ребята должны бы чувствовать себя на равных. Один желает питаться только в ресторане, другой (после джакузи в родительском доме) не представляет себе походы в душ — общий на целый этаж. Третий — вообще никуда не поедет, если на карманные расходы ему отпущено меньше $500. Угодить вкусу подростков и их родителей очень непросто. Но все же из того разнообразия лагерей, которые предлагают сегодня турфирмы, вполне реально подобрать соответствующий запросам. Кто-то желает для ребенка максимальной свободы, стремясь не ограничивать свое чадо практически ни в чем. Иные родители предпочитают, чтобы и в период отдыха их отпрыск продолжал обучение, занимался спортом или развивал свои творческие способности. Времена ведомственных лагерей давно миновали, и сегодня организацией детского отдыха занимается не предприятие, как это было раньше, а та или иная турфирма. У каждой из них свои критерии и свой подход. В стародавней форме, где ребята живут в коттеджах в пределах территории, специально обустроенной для пионеров, лагеря сохранились лишь в Подмосковье. Да еще по сей день существуют два крупных международных молодежных центра — “Артек” в Крыму и “Приморско” в Болгарии, которые когда-то создавались для того, чтобы утереть нос отпрыскам из капиталистических стран. Большинство же базируется в отелях, где арендуется часть номеров. Как правило, это трех-четырехместные комнаты. То есть дети живут, практически как обычные туристы. Что будет отличать их досуг от времяпрепровождения типичного отпускника — зависит от фирмы. Стандартный набор забав: церемония открытия и закрытия лагеря, различные кружки по интересам (рукоделие, фото, шахматы, вождение автомобиля, компьютерные курсы, курсы дайверов...), песни у костра, походы, экскурсии по окрестным достопримечательностям, спортивные соревнования, карнавалы, у воды обязательно отмечают день Нептуна, пиратские праздники... Но просто веселый отдых нынче не в цене, сегодня все жаждут устроить своему чаду что-нибудь особенно занятное. А коли есть спрос, то и предложения не задержатся. Каждый год появляется все больше самых неожиданных вариантов. Есть лагеря, где на роль вожатых приглашают артистов цирка, они развлекают детей и заодно обучают их всяким трюкам. Иногда в качестве воспитателей выступают молодые актеры, которые передают мечтающим о сцене подросткам свои навыки. Некоторые делают ставку на верховую езду и общение с лошадьми, что, по мнению ученых, благотворно сказывается на психике. Любовь к животным прививают в лагере с собственным небольшим зоопарком, где “пионеры” сами ухаживают за зверушками. Время нынче не простое, и не каждый взрослый в состоянии адаптироваться к нему: предприниматели от туризма подсуетились и додумались до каникул с психологическим уклоном. Глаза разбегаются. В моде по-прежнему остаются лагеря с изучением иностранных языков. Они разнятся по методикам и уровню преподавателей. Поскольку весь персонал свой, привозной, — к стране изучаемого языка такие каникулярные занятия обычно не привязаны. Это может быть и Подмосковье, и Крым, и Турция... Когда ребят вывозят на отдых с целью “заразить” их пока еще малознакомой в России игрой — гольфом, совсем другое дело. Тут требуется специальная база с полем. Нужно учесть, что английский, гольф, теннис... оплачиваются дополнительно. Цена путевки складывается из следующих составляющих: дорога до места отдыха, проживание с питанием и культмассовые мероприятия плюс стоимость обучающих программ, медицинская страховка, консульский сбор (при выезде за границу) и дополнительные экскурсии по желанию. Возьмите в расчет деньги на карманные расходы: звонки родителям, мороженое, газировка, чипсы, сигареты... Помнится, в наши пионерские года для того чтобы “вылететь” из лагеря со скандалом и позором, стоило только попасться с непочатой пачкой сигарет. Теперь же курение хоть и не поощряется, но, однако, и не запрещается. Чтобы ребенку не мешали отравлять здоровье, достаточно соответствующей расписки родителей — мол, пусть себе дымит под нашу ответственность. Правда, пыхать никотином разрешается только на улице или в специально отведенных местах. За курение в номере неминуема отправка домой. С алкоголем тоже все непросто. Прошлым летом восьмиклассника депортировали из Словакии задолго до окончания лагерной смены. Вожатый обнаружил подростка мертвецки пьяным. “А что в этом такого, — возмутилась его мама, — он же не просто так пил, у ребенка был повод — день рождения. Вы не имели права прерывать отдых моего сына”. А чем же недовольны сами дети? Разбили фотоаппарат (видеокамеру), украли деньги — это наиболее часто встречающиеся жалобы “пионеров”. Восьмилетний генеральский сын в слезах позвонил всемогущему предку из Крыма: “У меня пропали единственные $100!” Папа для начала устроил среди ночи разнос директору турфирмы, а затем лично прибыл на место. Мальчик действительно остался без единого цента, зато теперь у него было 10 пепельниц из можжевельника, 8 мягких игрушек и плейер... Кафе и сувенирные лавки имеются и на территории лагеря, а уж по выезде на экскурсии количество соблазнов резко возрастает. Будьте готовы к тому, что, сколько бы вы ни дали денег своему чаду в дорогу, он потратит все до копеечки.
Стоимость языкового курса: $100—$200 за 15 дней. Верховая езда: 80—100 рублей в час. Прогулка на катере по морю: $20—$25. Посещение аквапарка: $30. Дополнительные экскурсии: $5—$50 Рекомендуемая сумма на карманные расходы: для России и Крыма — $40—$50, для зарубежных стран — $100—$300.
Автор:
Еписеева Светлана
Источник:
Газета "Московский комсомолец" - №23004 06 2002г.
Обсуждение:
Уважаемые господа!
Я работаю в туристической фирме в одном из городов Крыма. Наше предприятие является организатором детского активного отдыха. Все о чем Вы пишете, по правде, можно применить к любой туристической фирме организующей детский отдых. Я являюсь менеджером этого направления, поэтому, не понаслышке знаю о проблемах и, к сожалению, о детских фантазиях, которые юные сказочники ведают своим родителям находящимся за тысячи километров от них и не способных объективно оценить ситуацию, потому что для них его чадо самое примерное.
Так к примеру, на моей памяти, один ребенок по приезду домой рассакал маме, что при занятии альпинизмом погибло 2 ребенка, они просто сорвались и улетели в пропасть. Можете представить шквал звонков? Другие звонят и рассказывают, что идет такой сильный дождь, что смыло 3 каменных корпуса, а еще, что в каменных корпусах есть огромные сквозные дыры и всю ночь через них лазят крысы... В общем, говоря откровенно, перечислять такие истории можно бесконечно. Но еще, что более всего возмущает, так это работа туристических агентств, с которыми непосредственных организатор такого отдыха работает и заключает договора. Что я имю ввиду? Ты работаешь, вкладываешт много средств в рекламу и пропоганду детского отдыха на туристическом рынке, притом, с учетом измений в "Законе о туризме" с большей внимательностью подходишь к тому, что отоброжено в рекламных материал, т.е. пишешь все достоверно и не капельки не преувеличиваешь о предстоящей программе отдыха. Что же делают те, кто этот отдых предалгает? Просто рассказывают родителям покупающим путевку, особенно, если эта путевка горит и за продажу они могут получить от 15\% до 20\%, что там просто кормят красной икрой на завтрак и номера класса "люкс", что кондиционер и телевизор в номере и т.д. Вот потом и получается, что все эти нелепые детские звонки родителям, с преукрашиванием той или иной ситуации ведут к ночным звонкам директорам турфирм и необъективной оценке ситуации с последующей публикацией в интернете.
P.S. Очень приятно, что СМИ так реагируют на проблемы организации детского отдыха и в какой-то мере являются сторонниками принимающей стороны, т.е. организаторов детского отдыха.
Спасибо