ГДЕ КРЕСТИЛИ ИИСУСА ХРИСТА?
Ждешь от такой знаменитой реки, как Иордан, полноводности, величественности имогучести. Ничего похожего: речушка вроде нашей Клязьмы в районе деревниПирогово, только мутноватая. Поток шириной не более четырех метров неспешнопетляет между берегами, поросшими камышом и низковатым, но очень густым лесом.Забавнее всего то, что прямо посередине этой, с позволения сказать, рекипроходит государственная граница. Ее западный берег – это тот самый едва ли неежедневно упоминаемый во всех СМИ Западный берег реки Иордан, где сейчаспроисходят столь драматические события. Восточный берег принадлежит Иорданскомухашимитскому королевству, и о нем сводки международных новостей молчат.
Может быть, на каких-то других участках течения Иордана несоответствие между темзначением, которое имеет эта река для всего человечества, и ее невзрачнымвнешним видом ощущается не так остро, но там, где удалось побывать мне, этонесоответствие просто вопиет. Называется это место Бейт-Хани, расположено оно наВосточном берегу Иордана почти напротив города Иерихон, в засушливой гористойдолине Аль-Харрар. Миновав КПП при въезде в приграничную зону, вы подъезжаете кпалатке, возле которой стоит бронетранспортер и скучают несколько вооруженныхамериканскими М-16 иорданских солдат. Примерно в километре к западу видна вышка,над которой развивается уже израильский флаг, еще дальше на запад, у подножьягорной гряды серые, прилепившиеся друг к другу дома Иерихона, едва различимые насеро-коричневом фоне гор.
Извилистая тропа, проложенная сквозь густые заросли, ведет к реке, к тихойзаводи и обрывается прямо у самой воды – вот именно здесь, оказывается, ИоаннПредтеча крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. За спиной небольшаябеседка, крытая камышом, впереди – узкая речушка с воображаемой госграницейпосередине и безлюдный израильский берег, правда, с признаками строительныхработ. И тишина.
До недавних пор считалось, что крещение Иисуса произошло не здесь, а примерно в20 километрах севернее, на противоположном берегу Иордана – возле деревушкиЭйзария. Именно туда израильтяне возили многочисленных паломников, и именно этоместо включено в качестве одной из главных достопримечательностей в израильскиетуристические маршруты. Но в 1996 году иорданцы, ссылаясь на исследования,проведенные под руководством профессора Мохаммеда Вахиба, объявили, чтоподлинное место крещения Иисуса находится именно в Бейт-Хани. В качествеаргументов они привели результаты археологических раскопок, данныетекстологического анализа Ветхого и Нового заветов, свидетельства средневековыхпаломников, в том числе, кстати, и русских, и целый ряд других доказательств.Чтобы не вдаваться в подробности, скажу только, что иорданская аргументацияпоказалась достаточно убедительной Ватикану и высшим иерархам большинстваправославных церквей. В результате они признали Бейт-Хани подлинным местом кре!щения Иисуса, а папа Иоанн Павел II даже посетил его.
Сейчас там уже построены внушительный туристический комплекс и прочие объектыинфраструктуры, многие христианские церкви выразили готовность открыть вБейт-Хани свои представительства, и иорданцы ожидают прибытия тысяч паломников ипросто туристов. Что же до Израиля, то соответствующие израильские инстанциизаявили, что не намерены не только участвовать в дискуссиях насчет того, гдеИоанн Предтеча крестил Иисуса, но и вообще как-либо комментировать иорданскоеоткрытие – дело, мол, вне их компетенции, пускай с этим разбираются самихристиане.
В то же время, по рассказам иорданских пограничников, как только иорданцы сталивозводить ту самую беседку с камышовой крышей, на противоположном берегу сразуже появились израильские солдаты и спросили: «А что это, ребята, вы здесьстроите?» Получив ответ, что, дескать, именно здесь, а не в Эйзарии, согласноновейшим данным, произошла известная история с Иоанном Предтечей и ИисусомХристом, израильтяне озабоченно почесали в затылках и удалились. И вскоре сталипрокладывать к этому месту дорогу со своей стороны. Мало того, сейчас наизраильском берегу, прямо напротив камышовой беседки стоит совсем маленькаячасовенка. Все понятно: спорить о том, где на самом деле произошло крещениеИисуса, израильтяне действительно не собираются, но и отказываться от выгоды,которую может принести иорданское открытие, тоже не намерены.
Между прочим, может показаться, что после подписания в 1994 году мирногодоговора между Иорданией и Израилем вся арабо-израильская конфронтация дляиорданцев свелась по существу к конкурентной борьбе с израильтянами заиностранного туриста. Причем иорданцы как бы упирают на то, что после известныхтрагических событий, фактически убивших туризм в Израиле, иностранныйпутешественник сможет найти в тихой и стабильной Иордании вполне адекватную«замену» знаменитым израильским достопримечательностям. Вроде того, что на ихместо крещения у нас есть свое место крещения, к тому же самое что ни на естьподлинное и вдобавок к нему еще множество святых мест, связанных с Ветхим иНовым заветами. У них Мертвое море – и у нас Мертвое море, ничуть не хуже. У нихкрасноморский курорт Эйлат, а у нас – красноморский курорт Акаба.
АНАЛОГОВ НЕТ
Так вот, сводить все к присутствию в Иордании неких «аналогов» было бы в корненеправильно. Иордания – страна в туристическом плане совершенно самодостаточная,ее собственные достопримечательности уникальны и никаких аналогов в мире неимеют. Достаточно упомянуть всемирно знаменитую Петру – столицу древнегоНабатейского царства, основанную около трех тысяч лет назад. Такогодействительно нигде больше не увидишь – пройдя пару километров по прорезавшемускальный монолит узкому прохладному ущелью (можно идти не пешком, а заотносительно умеренную плату проехаться на ишаке, верблюде или на лошади)оказываешься в залитой солнцем песчаной долине, окруженной со всех сторонвысокими черными скалами. И вот прямо в отвесных склонах этих скал вырубленцелый город – изящные храмы и дворцы, совмещающие в себе черты ближневосточной,эллинистической и римской архитектуры, амфитеатры, гробницы, лавки торговцев ипросто жилые дома. Все это вместе являет собой чрезвычайно яркое, величественно!е и жутковатое зрелище.
Чтобы осмотреть хоть основные памятники Петры и вернуться, нужно пройти поменьшей мере восемь километров, а это, учитывая 40-градусную жару, требуетнемалых физических усилий. Самые выносливые поднимаются по довольно крутойлестнице из 800 ступенек к античному храму, опять же вырубленному в скале,превращенному в IV веке в христианский монастырь, – отсюда открываетсяпотрясающая панорама всего древнего мертвого города.
Я по этой лестнице, каюсь, не полез – уж больно тяжко было. Может быть, иправильно – более выносливые коллеги из нашей журналистской группы рассказали,что примерно на середине этой самой лестницы то ли от истощения сил, то ли отсолнечного удара прямо на их глазах свалился здоровенный американский солдат (вИордании регулярно происходят американо-иорданские и англо-иорданские военныеучения), тоже совершавший с группой своих однополчан восхождение к храму, и егопришлось на руках тащить вниз. Так что не уверенным в своих физическихвозможностях лучше учесть печальный опыт вооруженных сил США и воздержаться отиспытания 800 ступенек, тем более, что в Петре и без этого с лихвой хватитсовершенно незабываемых впечатлений.
Вообще же любителям всевозможных древностей в Иордании предоставляетсяширочайший выбор – ведь эта страна расположена в регионе, где, можно сказать, изародилась история человечества, и каждая из цивилизаций, сменявших друг другана протяжении многих тысячелетий, оставила здесь свой след, начиная с«сотворения мира». В Иордании, как уже отмечалось, находятся многие святыеместа, связанные с библейской историей – например, гора Небо, откуда пророкМоисей впервые увидел землю обетованную и где по преданию он был похоронен. Илигора Мукавир, где стоял дворец Ирода и где принял мученическую смерть ИоаннПредтеча. А с горы Мар Элиас пророк Илия был, согласно Ветхому завету, живымвзят на небо.
Эллинистическая и римская эпохи оставили после себя развалины прекрасныхантичных городов на севере страны – в Джераше и Умм-Кайсе, и большой, хорошосохранившийся амфитеатр в столице страны Аммане, носившем тогда имя Филадельфия.О крестоносцах напоминают грандиозные замки, оседлавшие горные хребты в Аджлунеи Караке. Утонченным, изысканным стилем арабской средневековой архитектуры можнолюбоваться, прогуливаясь по столичной крепостной цитадели, выстроенной в эпохуОмейядов, и осматривая многочисленные старые и новые городские мечети. И этоеще, как говорится, далеко не полный список.
Однако Иордания примечательна не только рукотворными красотами – ее природа неменее живописна и разнообразна. Поросшие ярко-зеленым лесом горы на северестраны (из Умм-Кайса, кстати, открывается отличный вид на Тивериадское озеро иГоланские высоты) по мере смещения к югу постепенно теряют растительность и,сначала коричневея, а потом желтея, образуют нечто похожее на лунный илимарсианский пейзаж, вздымаясь причудливыми скалистыми зубьями над песчанымибарханами. Правда, в пустынной долине Вади-Рум, под которой, как ни странно,находятся огромные запасы пресной воды, горы какие-то голубоватые.
Было бы обидно наблюдать всю эту лепоту лишь из окна автобуса. Но в том—то идело, что в Иордании можно не только лазить по историческим развалинам, но ипожить на лоне нетронутой природы, максимально упростив свой быт до полнойгармонии с экологически безупречной окружающей средой. Например, остановившисьна несколько дней в туристическом палаточном лагере на высокогорном плато Дана,где полно непуганного зверья и птиц, наблюдать за которыми приезжаютнатуралисты-любители из многих стран. А сафари на джипах (некое подобие гонок побарханам), которое обычно устраивают для туристов, приезжающих в Вади-Рум,поможет понять, что такое настоящая пустыня.
Там же можно побывать в гостях у самых натуральных бедуинов, оснащенных всем,что бедуинам положено: войлочными палатками, бурнусами, кинжалами, верблюдами ибыстрыми скакунами. Тот факт, что у некоторых палаток стоят «Ниссаны» испутниковые антенны, а кое—кто из бедуинов говорит по-английски с бостонскимакцентом, совсем не означает, что бедуины поддельные – просто люди они,во-первых, не бедные, а во-вторых, многие учились в США. Такой вот синтезпрогресса и традиций. Вообще-то иорданские власти о бедуинах очень заботятся,для них существуют специальные программы, льготы и так далее, они занимаютвысшие командные должности в армии, из них формируются отборные воинские части.Да и сами члены правящей Хашимитской династии – выходцы из североаравийскогобедуинского племени.
Конечно, не всем здоровье позволяет лазить по горам и носиться на джипах попустыне. Но как раз здоровье в Иордании поправить можно. К услугам нуждающихся вживительных водах горный курорт Маин, что в паре часов езды от Мертвого моря.Горячая минеральная вода низвергается там несколькими водопадами прямо сотвесных скал возле комфортабельного четырехзвездного отеля Ma’in Spa,предлагающего своим постояльцам кучу оздоровительных процедур с использованиемместной минеральной воды и солей Мертвого моря.
Наконец, никуда не деться от самого Мертвого моря – на его иорданском берегупостроены шикарные отели, среди которых пятизвездный комплекс Movenpick SpaResort, оформленный как средневековый арабский город – с вычурными дворцами,висячими садами, террасами, башнями и башенками и прочей экзотической мишурой,что, впрочем, органично сочетается с высочайшим уровнем комфорта. В MovenpickSpa Resort отдыхают и лечатся безумно богатые арабские шейхи, члены королевскихфамилий, кинозвезды, миллиардеры и прочая великосветская публика.
Соединение восточной экзотики с самым современным сервисом – фирменный стильиорданских отелей. В Петре, например, нам случилось ночевать в отеле TaybetZaman, устроенном наподобие арабской деревушки позапрошлого столетия, где каждыйномер – это как бы отдельный дом с обстановкой, воспроизводящей быт иорданскогофеллаха. Деревушка была воспроизведена настолько натурально, что вечером впоисках ресторана я заблудился на ее узких, извилистых улочках.
Картина была бы неполной, если не сказать об Акабе – единственном иорданскомпорте и морском курорте, расположенном на Красном море. Иорданцы, надо отдать имдолжное, в последнее время вовсю используют доставшийся им маленький (чуть более60 километров) участок морского побережья, с которого видно и израильский Эйлат(однако «видно» – не то слово, Акаба как бы прилепилась к гораздо большему поразмеру знаменитому израильскому курорту), и египетскую Табу, и даже кусочекСаудовской Аравии. Здесь быстро строятся первоклассные отели с оборудованнымипляжами, дайвинг-центрами, оздоровительными комплексами и прочими курортнымиизысками. Кроме того, создана специальная экономическая зона со льготнымтаможенным и налоговым режимом, и продукция ее предприятий, создаваемых сучастием иностранного, в основном американского капитала, предназначена длябеспошлинного экспорта в США. Но главные надежды в Акабе все-таки возлагают натуризм, в том числе из России.
И ВСЕ ЖЕ ЛИШЬ ЧЕТЫРЕ МЕТРА
Безусловно, возникает вопрос: о каком, собственно, туризме может идти речь,когда совсем рядом, в считанных метрах тот самый Западный берег с его безумнойтеррористической интифадой?
Сказать, что палестино-израильский конфликт, 11 сентября и все, что с нимсвязано, никак не повлияли на положение в Иордании, было бы лукавством. Повлиялии влияют: существенно сократилось число туристов, упали иностранные инвестиции.Все-таки страна расположена в одном из самых взрывоопасных регионов в мире.Прибавим к этому, что около половины населения Иордании – палестинцы. Намприходилось проезжать мимо крупнейшего в стране лагеря палестинских беженцев подАмманом, который представляет собой настоящий и отнюдь не маленький город. Надодумать, его обитателям совсем не безразличны события, происходящие напротивоположном берегу библейской реки, и настроены они соответственно.
Тем не менее в стране спокойно и абсолютно безопасно. Никакой напряженности, покрайней мере внешне, не ощущается. Мирный договор, подписанный в 1994 году междуИорданией и Израилем, казавшийся ранее совершенно немыслимым, вызвал в странеэкономический бум, продолжавшийся вплоть до возобновления интифады. В странутекли иностранные капиталы, ехали иностранные туристы, включая израильских. Мнеговорили, что ездят израильтяне в Иорданию и сейчас. Не знаю, не видел, зато вгороде Мадаба в числе магазинных вывесок на иностранных языках видел вывески ина иврите. Кроме того, среди иностранцев много американских туристов, явнобольше, чем в какой-либо другой арабской стране (и даже больше, чем во многихевропейских), что само по себе показательно.
По всему видно, что иорданцы желают возвращения ситуации двух-трехлетнейдавности и совсем не хотят, чтобы нынешний виток напряженности затронул ихстрану. Разрывать дипломатические отношения с Израилем (из всех арабских страндипотношения с Израилем имеют только Иордания и Египет) они тоже не хотят.Согласно результатам опроса, проведенного в июне сотрудниками Центрастратегических исследований при Иорданском университете, 9 из 10 иорданцеввысказались за продолжение сотрудничества с Израилем. Как показали результатыопроса, опубликованные в одном из июльских номеров газеты Jordan Times,большинство жителей Иордании одобряет политику короля Абдаллы II, которомуудается держаться в отношении палестино-израильского конфликта, в общем-то, напозиции почти нейтрального наблюдателя. Всего 16\\% опрошенных заявили, чтоиорданское правительство действует вразрез с общественным мнением и предаетинтересы страны и арабского мира.
Надо сказать, что иорданская позиция по отношению к арабо-израильскому конфликтууже давно отличается прагматизмом и умеренностью. После 1967 года междуИорданией и Израилем практически не было вооруженных столкновений, а в 1970 годуиорданская армия выгнала из страны отряды Ясира Арафата, пытавшиеся превратитьИорданию в плацдарм для террористических вылазок против Израиля и свергнутьтогдашнего иорданского короля Хусейна. С его именем-то и связан прагматичныйвнешнеполитический курс страны, увенчавшийся мирным договором 1994 года.Нелишне вспомнить, что еще дед Хусейна, первый иорданский король Абдалла Iдостиг принципиальной договоренности о мире с первым израильским премьеромДавидом Бен-Гурионом, за что и был застрелен в 1952 году мусульманским фанатикомна ступенях иерусалимской мечети Аль-Акса. Тогда под выстрелы попал и малолетнийпринц Хусейн, его спас висевший на груди большой орден, о который расплющиласьпуля убийцы. Надо думать, этот эпизод как—то повлиял на будущую политикуИордании, когда принц стал королем. Линию отца продолжает и нынешний корольАбдалла II, вступивший на престол после смерти Хусейна в 1999 году.
Те иорданцы, с которыми мне удалось поговорить на деликатные темыарабо-израильских отношений, исламского радикализма и борьбы с международнымтерроризмом, высказывались крайне миролюбиво – война, мол, нужна толькополитиканам как с той, так и с другой стороны, простым арабам и израильтянамнужен мир, нужно торговать и богатеть и «давать друг другу жить». При этом онисокрушались, что после 11 сентября многие видят в мусульманах лишь «убийц скинжалами и бомбами», в то время как ислам – «гуманнейшая религия», а Усама бенЛаден и даже палестинские «шахиды» – отморозки и ничего общего с исламом неимеют. Забавно, но некоторые из моих собеседников на полном серьезе заявляли,что у них есть свой собственный план палестино-израильского урегулирования иесли это дело поручить лично им, то все устроится ко всеобщему удовольствию.Однако на вопрос, согласны ли они признать Иерусалим единой и неделимой столицейИзраиля, в ответ слышалось решительное «Ни за что!»
ШАРИАТ С ИНТЕРНЕТОМ
Других примеров политической, религиозной или какой-нибудь иной непримиримостимне не пришлось встретить. В том числе и тогда, когда речь заходила о другойделикатной теме – о Чечне. Как известно, в Иордании существует влиятельнаясеверокавказская диаспора (ее обычно называют «черкесской»), состоящая изпотомков «мохаджиров», изгнанных с Кавказа еще в ХIX веке царскимправительством, – черкесов, чеченцев, ингушей, дагестанцев и представителейдругих северокавказских народов. «Черкесы» занимают видные позиции в торговле, впромышленности и, что очень важно, в армии – из них в значительной степениформируется королевская гвардия. Не секрет, что иорданская «черкесская» общиназанимает весьма активную позицию по отношению к тому, что происходит сейчас вЧечне, и оказывает своим соплеменникам разностороннюю поддержку, в том числе,как неоднократно сообщала пресса, и финансовую помощь так называемым силамчеченского спротивления.
Поскольку немало иорданцев либо породнились с «черкесами», либо имеют с нимиделовые, дружеские или какие-нибудь иные связи, то вполне естественно было быожидать если и не враждебного отношения к россиянам, то по крайней мереострокритических оценок в адрес российской политики на Северном Кавказе.Наверное, в той или иной степени все это в Иордании присутствует, но на гостяхиз России – никак не сказывается. По крайней мере, пафос высказываний моихиорданских собеседников на чеченскую тему сводился по существу к следующимтезисам: иорданское правительство в принципе не поддерживает насилие итерроризм, а потому никакой помощи чеченским боевикам не оказывает; пресловутыйХаттаб – не иорданец; помогают чеченским сепаратистам некие политиканствующиеарабские круги (но не в Иордании), спекулирующие на исламе; большинство чеченцевслабо разбирается в исламе; у Чечни сейчас нет необходимых предпосылок длянезависимой государственности, стало быть, чеченцам лучше «пожить в России».
В целом же при каждом удобном случае подчеркивается традиционная толерантностьиорданского общества, где, по утверждениям моих собеседников, не принятоспрашивать, какой национальности и какой веры человек. Эта толерантностьвсемерно поощряется властями, которые, учитывая довольно сложныйсоциально-этнический состав населения Иордании (в частности, большую долюпалестинцев, особое положение бедуинов и так далее), заинтересованы прежде всегов укреплении общеиорданской национальной идентичности. При всем том, что вИордании свыше 90\\% населения мусульмане, а члены правящей Хашимитской династиисчитаются потомками пророка Мохаммеда, королевская власть активно защищаетсветские начала государственности и выступает за религиозную терпимость.Проявляется это во многом, в том числе в довольно либеральном отношении кспиртному. Оно продается в специальных магазинах, которые хотя и нечастовстретишь, но каких-то непреодолимых трудностей поиски банки пива или бутылкивина не составляют. Алкогольные напитки обязательно имеются в ассортиментегостиничных баров и ресторанов, а также ресторанов и кафе рядом с туристическимиобъектами и вообще везде, где возможно появление иностранных туристов и простоиностранцев.
Другой вопрос, что алкоголь в Иордании весьма недешев: банка пива емкостью 0,33литра стоит 4-5 долларов, а поллитровая кружка разливного пива, например, в бареотеля – все 6. Вечером в Аммане, да и в других иорданских городах развлечься«по-европейски» практически невозможно – остаются по существу только гостиничныебары. Кроме того, запрещается распивать (даже пиво) на улице и тем болеепоявляться на улице в пьяном виде. За это всем, включая иностранцев, полагаетсяхолодный душ и три дня тюрьмы.
Так что в алкогольном смысле Иордания менее «европеизирована», чем, скажем,соседняя Сирия и тем более Ливан. Зато граждане Саудовской Аравии и других странПерсидского залива любят расслабляться именно в Иордании: она кажется импрямо-таки либеральным оазисом по сравнению с их отечествами, где царят ужсовсем крутые исламские порядки.
Но в любом случае Иордания, конечно, страна глубоко исламская. Здесь почти невстретишь женщин без головного платка, хотя многие девушки – в джинсах. Гораздобольше, чем в той же Сирии, женщин в «полном хиджабе» и мужчин в традиционнойодежде. Несмотря на то, что законодательство в основе своей светское, семейныеотношения полностью определяются нормами шариата. Вот такой, например, судебныйочерк я прочитал в главной иорданской газете Jordan Times. Некий египтянин (вИордании работают тысячи египтян и гастарбайтеров из других, менее благополучныхарабских стран, в частности, из Ирака), по-советски выражаясь, «отправил вдекрет» одну местную жительницу, но отказался жениться. Несчастная рассказала освоем горе брату, а тот, внимательно выслушав сестру, взял да застрелил ее. Апотом прикончил обидчика-египтянина и сдался властям. На суде младший братподсудимого заявил, что если бы тот не убил сестру, то он сам взял бы на себяэту миссию, так как сестра опозорила честь их сем!
ьи. Мать всех троих тоже одобрила действия своего старшего сына, ссылаясь опятьже на честь семьи. В результате приговор: обвиняемого оправдать, поскольку он«действовал в состоянии аффекта, защищая честь семьи».
Удивительно, но все эти средневековые страсти прекрасно сочетаются снепреодолимой страстью иорданцев к изучению иностранных языков и Интернету. Всеучат английский, и весомая доля населения очень неплохо на нем объясняется.Всеобщее убеждение таково: без знания английского нельзя добиться достойнойжизни. Что же касается Интернета, то увлечение им просто в глаза бросается: едвали не на каждом шагу интернет-кафе. Например, в Ирбиде (по нашим масштабам,небольшом областном центре) есть улица, на которой ни много ни мало 130интернет-кафе. Немало и других признаков так называемой глобализации, что,кстати, уже начинает кое-кого беспокоить – в первую очередь религиозныхортодоксов. Ведь сейчас спутниковые тарелки стоят не только на крышах городскихдомов, но и во многих деревнях, а показывают по ним, как известно, всякое.Но в любом случае стремление к открытости, ко всесторонней интеграции в мировоехозяйство и к участию в международном культурном обмене явно превалирует. Причемдля всего этого у Иордании есть неплохие стартовые возможности – странанаходится на пересечении важнейших торговых коммуникаций, имеет прекрасныеусловия для развития туризма, разветвленные и сбалансированные международныесвязи – в том числе и через довольно обширную иорданскую диаспору.
Определенных результатов уже удалось достичь: хотя у Иордании почти нетсобственной нефти и уровень жизни тут еще гораздо ниже, чем в нефтяных монархияхПерсидского залива, – такой безнадежной нищеты, как, например, в Египте, вИордании нет. По моим впечатлениям, иорданцы живут зажиточнее и по сравнению ссоседней Сирией. По официальным данным, средний месячный доход жителя Иорданиисоставляет 200 долларов (между прочим, для сравнения: средний доход россиянина –100 долларов). Немалую роль в относительном благополучии Иордании сыгралифинансовые субсидии из США, чьим стратегическим союзником она является.
Иорданцы часто говорят, что хотят превратить свою страну в «ближневосточнуюШвейцарию». Что ж, их здравый смысл и терпимость вполне позволяют это сделать.Но, увы, здравый смысл и терпимость далеко не всегда в цене на Ближнем Востоке.
Автор: Михаил Калишевский
Источник: iностранец
Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция |