Лаос

Луангпрабанг - жемчужина Лаоса

Луангпрабанг - древняя столица Лаоса,расположена на севере страны, на высоте 700 метровнад уровнем моря. Долгое время этот город,стоящий на берегу Меконга, при впадении в негогорной реки Кхан, был недостижимой мечтой длямногих туристов. Лишь в феврале 1989 г.Луангпрабанг стал "открытым", но, несмотря наэто, требовалось особое разрешение для егопосещения. Да и теперь здесь сохраняются остаткибылого "режима".

Пассажиры, сходящие с самолета местнойавиалинии в аэропорту Луангпрабанга, должны бытьвнимательны: при выходе за шаткую деревяннуюограду их встречает неприметное объявление.Согласно местным правилам, каждый пассажир, - иместный и иностранец, прибывший в Луангпрабанг,должен зарегистрироваться у стойки, за которойвосседает солдат внутренней службы. На чистыйлисток бумаги ставится штамп о прибытии ивзимается плата за услугу - 200 кип (примерно 20американских центов). Перед отлетом на тот желисток за такую же плату ставится "выезднаявиза". На севере Лаос граничит с Бирмой и Китаем;горные перевалы трудно контролировать. Гораздопроще сидеть за стойкой в аэропорту и делатьденьги "из воздуха". А те простодушные туристы,что покинули аэропорт без регистрации, никуда неденутся - без штампика их в гостинице не примут.Через час-другой они снова явятся в аэропорт какмиленькие и долго будут искать чиновника взеленой форме, - чтобы "подышал на печать". А есликто-то исхитрится "прописаться" без штампа вовкладыше, его выявят при отлете и заставятплатить штраф: 5 долларов за сутки. Полицейскиетоже люди и у них в семье все хотят кушать...

Но вот все хлопоты позади, и можно не спешапройтись по Луангпрабангу. По числу монастырейВьентьян и Луангпрабанг соперничают между собой:в нынешней и древней столицах средств на ихукрашение не жалели. В целом храмы Луангпрабангадревнее вьентьянских: из 66 пагод, построенных ещедо эпохи французской колонизации, 32 дошли донашего времени. У Луангпрабанга есть еще однопреимущество: в отличие от равнинного Вьентьяна,он украшен холмом Пу Си, который, в свою очередь,увенчан шедевром лаосской буддийскойархитектуры - пагодой Тат Чомси.

Со стороны Меконга на холм ведет узкая каменнаялестница. Здесь любят отдыхать горожане; многиеиз них поднимаются на холм, чтобы излить своипросьбы перед статуей Будды, сидящей в тенисвященного дерева чампа. Пожертвования текуттоненьким, но постоянным ручейком, и привратникопускает их в коробочку с надписью: "нареставрацию". Тат Чомси был воздвигнут на холмеПу Си в 1804 году, был реставрирован в 1914 году инынче снова нуждается в обновлении. Впрочем,ремонт пагоды мог быть начат уже давно, однакоЛаос много средств потратил на участие вовьетнамской войне. И сегодня на том же холме ПуСи, близ пагоды Тат Чомси, можно видеть зениткусоветской конструкции, установленную наскальном грунте. Все, что можно было с нее снять иотвинтить, местные жители сняли и отвинтили. Нозенитка еще в хорошем состоянии, и ребятишки,раскрутив ее дуло, катаются на ней как накарусели. А когда их игры кончаются, стволзенитки снова возвращается в "штатное"положение: он направлен на пагоду Тат Чомси...Удивительно, как в свое время эту пушку затащилина высокий холм? Все же что-то на холме Пу Сиобновилось: в 1995 году здесь был установленбольшой колокол, и по праздникам мелодичный звонплывет над Меконгом.

С холма Пу

Си Луангпрабанг виден как на ладони. Внизублестят золоченые шпили пагод, окруженныхпальмами. По Меконгу взад вперед снуют лодки,откуда-то снизу слышно пение петухов. Смычкагорода с деревней в Луангпрабанге проходитнеспешно: на противоположном берегу все склонызаняты огородами, и фигурки крестьян усерднокопошатся в земле. Нужно вырастить овощи и снятьурожай до сезона дождей, пока Меконг не стольполноводен.Особенно живописно выглядит город в серединеапреля, когда в Лаосе празднуется Имай - Новыйгод. Имай означает наступление весны, скорыйприход дождливого сезона, а значит, началополевых работ. И вода символизирует процветание,благополучие и плодородие. С утра до вечера еельют из ведер, ушатов и шлангов, обдавая другдруга с головы до ног. И если кому-то в этот деньудалось избежать подобных процедур, он можетсмело считать, что научился выходить сухим изводы. Новый год в Лаосе принято встречать ссознанием завершенности намеченных в прошломдел, отдав долги и простив обиды ближнему. А водалишь помогает смыть тяжкий груз былых забот иосвободиться от неразрешенных проблем.

Луангпрабанг - бывшая королевская резиденция,что отражено и в названии города: Луанг - значит"королевский". Есть здесь и королевскиймонастырь - Ват Ксьенг Тхонг, называемый иначе"Город золотых храмов". Он расположен на берегуМеконга, там, где в него впадает река Кхан. Этотмонастырь по праву носит титул "королевского" -обитель была основана королем Сайсеттхатхилатомв 1560 году и находилась под королевскимпопечением вплоть да 1975 года. Здесь позолоченовсе, что можно: даже барабан, висящий под особымнавесом, и тот в золоте; сверкает позолотой инавес.

Королевский монастырь - это целых городок, и безчертежа здесь не обойтись. Вот главная пагода,богато украшенная позолоченной резьбой подереву. На посетителей, снимающих обувь передвходом, сверху задумчиво смотрит золоченый слон.Барельеф, украшающий входной портал, незаметнопереходит в объемную скульптуру, и слон, вздымаяхобот, выламывается за пределы условнойплоскости.

Множество деревянных колонн поддерживаютвысокий потолок, украшенный золоченымиколесами-дхаммачеккас. Перед огромнойпозолоченной статуей Будды на бамбуковыхциновках простерлись богомольцы. Будда привыквеками терпеливо выслушивать все жалобы,просьбы, молитвы и отвечать на них бесстрастным,невозмутимым молчанием. И все же надежды наблагосклонность безмолвного божества непокидают молящихся. Снова и снова склоняются ониперед его изображениями (а их здесь 10), сидящимиили возлежащими в позах умиротворения,благодушия, отдыха, настающего послемноготрудных поисков смысла жизни.

Второй по величине храм монастыря Ксьенг Тонг -это королевская усыпальница. Ее позолоченныйфасад ослепительно блестит на солнце. При входе впагоду даже бывалый паломник будет ошеломлен.Прямо с порога его встречает оскаленные пастидраконов, украшающих огромную колесницу. На нейустановлены три позолоченные урны с прахомчленов королевской династии. По сути эта погода -своего рода ангар для королевской колесницы: онанастолько велика, что занимает собой всевнутреннее пространство храма. Семь огнедышащихдраконов, помещенных на носу этой колесницы-ладьи, еще более увеличивают ее размеры.По сравнению с королевской пагодой Красная"часовня", стоящая близ главного храма, весьмаскромна, и помещенные в ней скульптуры Будды необращают на себя особого внимания. Однакоистория одной из скульптур довольно необычна;это изображение лежащего Будды, облаченного вмонашеское одеяние. В 1931 году эта скульптура былавывезена в Париж и украсила французский павильонна Всемирной выставке. Возвращение Будды вЛуангпрабанг затянулось: после закрытиявыставки скульптура вернулась в Лаос, но долгоевремя находилась в одном из монастырейВьентьяна. На свое прежнее место в королевскомВате Луангпрабанга Будда "возлег" лишь в 1964 году.

К востоку от центра Луангпрабанга находитсяВат Висуналат. Это старейшая обитель города:монастырь был основан в 1513 году в годы правлениякороля Чао Висуналата. В обители тихо: жара в разгаре, имонахини-насельники укрылись в кельях, стоящихна деревянных сваях. Чем выше сваи - тем выше рангнасельника. Привратник безмятежно спит внутрипагоды на бамбуковой циновке перед статуейБудды. Под боком у него приемничек, из которогольется негромкая мелодия. В тени дерева Бомолодой послушник заготавливает дрова;священное дерево (под таким же Будда Гаутамаобрел просветление) обрамлено круглой каменнойбалюстрадой.

Когда-то в Луангпрабанге было тихо, но сегодняВат Висуналат оказался на пересечении основныхгородских магистралей, и спокойный уголок можнонайти только в глубине пальмовой рощи,примыкающей к монастырским владениям.

...Если пройтись вдоль берега Меконга вниз потечению, то через полчаса ходьбы дорога упрется вогороженный забором особняк с надписью:"Квакерская служба". "Общество друзей"(квакеров), основанное в Англии Джорджем Фоксом вXVII столетии, осуществляет социальное служение вомногих странах мира, в том числе и в Лаосе. Но нашпуть лежит к буддийской обители Тат Луанг, ипоэтому повернем налево, в сторону от Меконга.Перед нами - большое футбольное поле, а на егокраю - монастырские строения. Это и есть Ват ТатЛуанг, основанный по преданию, в III в. до н. э.буддийскими миссионерами, пришедшими сюда изИндии, от царя Ашоки.Однако этому нет документальногоподтверждения; более достоверные сведенияотносят постройку монастыря к 1818 году, ко времениправления короля Мантхатулата. Монастырь ТатЛуанг удален от центра города, и его убранствоболее скромное, нежели у других королевскихобителей. Резные украшения здесь не позолочены, авыкрашены "под серебро". Высящаяся близ пагодыступа украшена изразцовыми узорами. Ее охраняютнебольшие дракончики, похожие на большихлягушек. (Драконами заполнен весь город; даже привходе в один из католических храмов сидят двафарфоровых дракона: склонив набок головы, ониудивленно смотрят друг на друга, - дескать, какэто мы здесь оказались?).

Территория обители украшена бамбуковымишестами с длинными зелеными лентами. Для того,чтобы ленты не полоскались при сильном ветре, ониутяжелены бамбуковыми палочками, прикрепленнымик ним поперек, как шпалы. Ветер колышет этосооружение, и ленты медленно извиваются, словнодраконы.

В отличие от других обителей, в монастыре ТатЛуанг на "звоннице" висит не только колокол, но ибарабан. А что общее у всех монастырейЛуангпрабанга, это "сухие доки", где хранятсядлинные пироги. Никто не знает, сколько вековнасчитывает традиция пышно отмечать в Лаосепрощание с большой водой. Но каждый год, обычно вконце октября, на исходе дождливого сезона, когдаМеконг, дойдя до верхней отметки, начинаетмедленно спадать, люди приходят сюда, чтобывоздать почести "отцу рек". Бритоголовые монахив буддийских обителях читают многочисленнойпастве проповеди. Они славят воды великой реки,символизирующей, в соответствии с народнымипреданиями, жизнь, плодородие и изобилие.Массовые гулянья продолжаются три дня, ноапофеозом праздника являются гонки пирог. Кгонке готовятся заранее. Тренировки проходятпримерно неделю. Команды несут названия техмонастырей, где пироги хранятся в течение года.Интересен сам по себе спуск на воду. Перед тем каквывести лодку с монастырского двора, настоятельблагословляет и напутствует экипаж. Гребцыобещают добыть победу. Нет четкой градации поразмерам судов, средний экипаж составляет 20-30человек. И тут все решает слаженность действий.Лодка скользит по глади реки, почти касаяськраями бортов воды. Скорость по течениюдостигает 30 километров в час. После завершениягонок пироги буксируют вверх по течению иразвозят по обителям. Там они будут храниться поднавесом до следующего года.

...Узкие длинные пироги покоятся подпозолоченным навесом на бамбуковых растяжках.Любой контакт с грунтом вреден для корпуса лодки.Но основную тяжесть гребного судна берут на себяне бамбуковые растяжки, а две - три автомобильныепокрышки: на этом основании и покоится пирога.Так проза жизни исподволь входит в оградулуангпрабангских обителей.

Близится вечер, а еще нужно побывать в Заречье -на другом берегу Меконга, - там, где высится ВатЛонг Кхун, основанный в XVIII веке. Паромнойпереправы в Луангпрабанге нет, и каждый житель,имеющий свои "интересы" на противоположномберегу, добирается туда на пироге. Есть, однако,регулярная "монашеская" линия, связывающаякоролевский монастырь Ксьенг Тонг с обительюЛонг Кхун. Лодка забита буддийскими насельникамив оранжевых облачениях; в руках у них черныезонтики, защищающие от палящего солнца. В лодкеесть еще одно местечко, и вот наш челнотталкивают бамбуковыми шестами от берега. Этоне декоративная пирога, а узкий челн-долбленка.К заречному монастырю Лонг Кхун ведет длиннаялестница. Дети, играющие у бамбуковых хижин,завидев чужеземца, кричат: "Фаланг! фаланг! -иностланец! иностланец!" Чувствуется по всему,что туристы бывают здесь нечасто. Обительпривольно раскинулась у крутого берега Меконга.Монастырские угодья здесь не стеснены городскойзастройкой. На поле мирно пасутся буйволы,позвякивая колокольчиками. Монастырская пагодаблистает позолотой; так же ухоженно выглядят имонашеские кельи. Откуда берутся средства нареставрацию? Ведь паломники и туристы бываютздесь редко. Надпись на щите, установлены близпагоды, сообщает о том, что с января 1994 года вобители ведутся реставрационные работы, чтообщая стоимость работ - 50 млн. кип (около 400 тысячфранцузских франков), и что средства нареставрацию поступают из Франции. Фотовыставкакрасноречиво свидетельствует о былом упадкеобители и о ее возрождении.

На Руси некоторые монастыри основывали близпещер (печор); такова Киевско-Печерская Лавра,Псково-Печерский монастырь. Есть своя пещера и уЛонг Кхуна. Однако так просто в нее не спуститься,- ступеньки уходят в кромешную тьму, и лишь где-товнизу, словно светлячки, в руках паломниковколышутся огоньки карманных фонариков. День наисходе, скоро начнет темнеть, так что не будемзаниматься спелеологией.

Передзакатом монастырский берег, как грибная опушка,усеян гроздьями "рыжих лисичек": это местныемонахи сложили свои оранжевые облачения наземлю, а сами погрузились в воды Меконга, чтобыосвежиться перед сном...

...Раннее утро начинается в Луангпрабанге совспышек желтых, цвета восходящего солнца,одеяния буддийских монахов. Двумя длиннымицепочками они неторопливо движутся поцентральным улицам еще не проснувшегося города.В руках у каждого из них - чаша для пожертвований.Они проходят мимо только что открывшихсяхарчевен, и их владельцы, стоя на коленях,одаривают каждого из подвижников щепоткой риса.Склонив бритые головы, они шепчут молитвы,забирают провизию и бесшумно растворяются впредрассветном тумане. Эта церемонияповторяется из года в год, из века в век...

Автор: Архимандрит Августин (Никитин)

Источник: Strannik

На главную страницу сервера

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.