Монголия

Неведомая Монголия.

   Неведомая? у кого не вызовет удивленияэтот заголовок! Монголия десятки лет былапочти нашей республикой. Кто ж её не знает!Древняя страна с территорией болееполутора миллионов квадратных километровмежду Россией и Китаем. В ней пустыня Гоби --одна из обширнейших пустынь мира. Когда-тоэта страна породила монстра Чингисхана. Но,это было давно, семь веков тому назад. Анедавняя ее борьба за независимостьпереплелась с революцией в России, Монголия,минуя капитализм, шла в социализм. Что сталос революцией в России весь мир знает, а чтос Монголией - дай Бог хотя бы монголамразобраться. Демократических партий много,а на выборах 2 июле с.г. в Народный хурал 72 из76 мест получили коммунисты. Вея страна изконтрастов. и неожиданностей. -
    Вездесущие велотуристы Запада особенно сМонголией не цацкались. Забираясь в стольдальние края, проезжали Монголию поперек,по пути в Китай. И то сказать: всю странупрошли, в столице побывали... В 1992 годукоманда монгольских велосипедистов "Пятьпальцев", возглавляемая ЖаргалсайханомГанболдыном, проехала из Улан-Батора черезМоскву в Европу. Московские велоклубыпривечали и помогали им.
    В 1994 году наш велотурист Н.Зимин решилпосерьезнее внедриться в Монголию. Вдвоем схорошим врачом и серьезной спортсменкойЭльвирой Аскаровой они залетели на югМонголии, в Саиншанд и проехали навелосипедах по пустыне Гоби 300 км внаправлении Даланзадгада. Ехали, пока быладорога - до Хатанбулака. На большее ихвелосипедов не хватило, сломались колесасм. "Вечерняя Москва", 09.12.94.
    Мне представилось заманчивым проехатьМонголию вдоль, всю, из конца в конец. Рельефстраны контрастен: север - снежные хребтыАлтая, Саян; юг - пустыня Гоби. В широтноммаршруте, проложенном через столицу Улан-Батороба эти вида рельефа будут представлены сдостаточной полнотой, будут охваченытерритории большинства монгольскихаймаков. Практически маршрут прошел отнашего Забайкальского Нерчинска черезпограничный КПП Соловьёвск и аймачныецентры Чойбалзан, Ундерхаан, столицу, Улан-Батор,Арвайхээр Баянхонгор, Гоби-Алтай, Ховд,Улгий с выходом на Чуйский тракт в Ташанте.Посещение первой столицы ЧингисханаХархорина заводило и на земли аймаковБулган и Архангай. Общая протяженностьмаршрута 4273 км, продолжительность - 41 день,плюс время переезда по железной дороге вЧитинскую область и возвращение изАлтайского края в Москву.
    Въезд в Монголию принципиально возможенчерез 26 пограничных пунктов, большинство изкоторых обслуживают приграничные регионы,а для посторонних требуется согласование сФедеральной пограничной службой. Длявъезда на западе Ташанта, центре Кяхта ивостоке Соловьевск достаточнызагранпаспорт и виза, которая вы- дается поприглашению принимающей стороны иобходится при месячном сроке действия в 20или 50 долларов срочная. Ташантинский въездминувшим летом осложнялся угрозойобъявления ящурного карантина. Въезд свостока благоприятен велосипедистам ипреобладанием в летний период ветроввосточного направления. Замечу, что мнестатистика не помогла. То ли посубъективным причинам я не заметил этихвосточных ветров, то ли "по законупакости" из непомерно жаркой Европыдули встречные ветры и разогревалиЦентральную Азию до белого каления прибезоблачном небе. Сложилось впечатление:облака возникают в этих местах с закатомсолнца, к ночи они сгущаются в тучи. Гром,молнии, часто ночной дождик, но недолгий, ато и просто моросящий. Утром радость:облачность, жгучего солнца можно неопасаться. Но солнце выпаривает облака и часов с 9 господствует в небе безраздельно.Утренний ветер выжидает: кто победит?Разгуливается постепенно, как бы размышляя,дуть, как предписывают географическиеатласы, или выкинуть какой-нибудь фортель.Никто ему не препятствует, и он поднимает не-большую песчаную бурю. И снова никакогопротиводействия... Тогда чего же, истараться. Шквалу не интересно и он скороутихомиривается.
    Путникам ещё следует иметь ввиду, чтоСоловьевский КПП неспешный, открываетсятолько в 10.00 по местному времени, да и точастично, официально таможенники до 12.00могут заниматься своими "учениями".Зато потом, наверстывая упущенное,заглядывать даже в сумки велосипедистов?
    Дороги. Автомобильных дорог в Монголии 75тыс. км, по госучету, Но они почти сплошьгрунтовые, то есть в любом направлении полдюжины накатанных путей, часть из них ведутна яйлу, на водопой, в сомон или поселение,пока еще не откочевавшее с этих мест Так что,считай, протяженность дорог раз в пятьбольшая. И как следствие, знатокипредупреждали: нельзя путешествовать безпроводника! Я не верил: есть дорога, значит,известно, откуда она к куда. Нет! Скотоводызнают только направления. Куда приведетлюбая из этих дорог никому не интересно.Шофер грузовика, джипа, гид в микроавтобусе-внедорожникесвои дороги знают по приметам. Указателей никаких. дорожная культура в дозачаточномпериоде. В былые времена наши военные игражданские специалисты интересные длясебя дороги метили колышками. Теперь отэтих пометок ничего не осталось. Карата --чаще источник дезинформации. Горные рекиснесли мосты, восстанавливать теперьнекому, накатали новые дороги на равнине впустыне, где можно форсировать реки вброд Баян-хонгор - Гоби-Алтай,
    Асфальтовое покрытие дорог начинается отЭрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора,асфальтирована дорога и в первую столицуЧин- гисхана Хархорин и продолжается на 300км до аймачного центра Арвайхээра. Городносит имя лошади, которую 100 лет назадникакая другая обогнать не могла", аупомянутый асфальт в этих местах усеянгреющимися скорпионами. Они имеют вид иокраску кремней, да ж вообще в буддистскоммире лучше не давить ничего живого. Есть икилометровые столбы, но маркировали ихпадкие до больших заработков укладчикиасфальта. Но это еще куда ни шло,  напроезжей части главного проспекта столицычетыре десятка люков без крышек! По воднойглади после дождя я проехал через одинтакой колодец, потом идеальные "смирновские"колеса выправлял булыжниками.
    Почвы в Монголии каменисты, в горах дорогаиз крупного щебня и мелкого булыжника, а впустыне из крупного песка и мелкого гравия.Переходная форма из одного состояниядороги в другое - "стиральная доска" -волновая колесная модуляция грунтатяжелыми машинами. Потому и по три дорогислева и справа - выбирай лучшую из всехплохих. Мой "Белый лебедь", столькоповидавший с 1955 года, пару тысяч километровдержался стойко. Потом сломался. 16-мм "фаворитовский" вал каретки из спецсталей, 18лет служивший верой и правдой. Теперь безпрезренной кротовской методики до Гоби-Алтаяне добраться. Да и в аймаке невесело: вал несварить и харьковский на замену ему ненайти - вся бытовая техника в Монголии давнокитайская. Отремонтироваться большенадежды в Улан-Баторе. Задружил савиаторами, но у них самолет сломался, мнеудалось найти старый вал, купить китайскиеподшипники 500 тугриков и управиться сремонтом раньше авиаторов. А главное - лучшес трудом ехать вперед, чем легковозвращаться назад.
    Еду, если колеса не вязнут в размятомгравии, нагрузки изрядные, не асфальт!Сбываются самые худшие опасения, все чащесрываются храповики пониженной передачи внемецкой планетарной втулке. Досадно, нохотел бы я повидать велосипед болеевыносливый. Хотя обновленные минувшимлетом в Норвегии храповые зацеплениядолжны были выдержать и Монголию. Винютолько фирмы, которые в розницу поставляютнекондиционные запчасти.
    Граница все ближе и ближе, дорога все вышеи выше карабкается к снежным вершинам.Прямая передача долго такое не выдержит,конечно. В последнем монгольском аймакеБаян-Улгие вчетвером с авиамеханикамиместного, кстати, международного аэропортаразобрали ведущую втулку. Попыталисьпосчитать детали, но после семидесятииспугавшись, бросили подсчет. Промыли всолярке, подшлифовали храповики,задействовали какой был ЗИП и, как нистранно, практически правильно собраливтулку, восстановили работоспособность! Нона леченом коне, которого так сильноукатали крутые горки... В Бийске к вокзалуподъезжал со скрежетом и всхлипываниями. Нобыл повод и торжествовать - не повернулназад, не отказался от заду- манного.
    Люди. Монголия во всем страна контрастов.На такой огромной стране живёт всего 2миллиона человек, каждый четвертый из них -в столице. Bпервый день пути на 100километрах я не встретил ни одного человека.Дорогу спросить не у кого было. Картазаблудила. Исправился, стал придерживатьсяжелезной дороги от нашей границы наЧойбалсан. Раз в неделю по ней проходитпассажирский поезд из двух вагонов. А травыв этих местах богатые, встретил даже колодец с затхлой водой - пить некому, невычерпывают. Да и в центре страны, в Гоби,случается по 200 км людей не встретишь.Потому и сердечны встречи людей.
    Будем в Монголии всех считать монголами. Иомонголившихся на востоке страны бурятов,и омонголившихся казахов на западе. Воттолько последние не забыли генетическисвое мусульманское прошлое и езду в шортах,скажем мягко, не поощряют. Но бесспорныйвывод - люди везде предобрейшие, отменногостеприимные. За все путешествие не былони одного случая, чтобы мне отказали вночлеге или приходилось испытывать нужду впище. Главная пословица в Монголии: "Мойдом - твой дом". Однако к монгольской пищенадо привыкать с детства. В основном это"наган-идэ"- белая пища - молокопродукты, от простоквашиизредка допрессованного высушенного творогапреимущественно, очень резкого на вкус.Скоро приходится внушать себе, что в неммного кальция и он убережет от переломовпри падениях, и он бактерициден, так какмикробы дохнут уже от запаха. ...Но хочетсяразнообразия. А что? Вот мясо. баранина. Всебы ничего, да варят-жарят ее только допотери мясом красного цвета, чтобы ценныекачества не потеряло. Да еще жилы. Их не разжевать, не проглотить. Положил в какую-товазочку в виде пепельницы, очень огорчилхозяев юрты. Не исключено, что это пепелпредков. Но, как правило, готовят мяснуюлапшу, приготовленную здесь же из крутоготеста. Так что есть можно. Но лучше, когдакусочки этого теста прожарены в бараньемжире. Это местный хлеб, "борц"называется. Прелесть! Ну, манты, позы это неэкзотика. Из экзотики рекомендую мясотарбагана - сурка-переростка. Мясо о целебное, но многие опасаются его есть, таккак тарбаганы - переносчики чумы. Мне напервом же ночлеге при свете свечи мясо тарбагана в пиале протянула девочка, конечно,правой рукой. Не помню с просоня, какойрукой я взял пиалу. Хорошо, если тоже правой.Не дай бог ошибиться -- обида большая длямонгола! Соблюдение массы обычаев вламаистской разновидность буддизмастране так же ритуально, как колокольныйзвон в христианстве или рулады муэдзинов вмусульманстве. "Обходительность от силыума зависит"- трудно, но совершеннонеобходимо поточнее запоминать очень трудные монгольские имена.
    "Все начинается с чая". Варят его извысушенных перетертых трав и кореньев,слегка подсаливают и слегка сдабриваютмолоком. Приятного чаепития! Но я на годсажусь на рыбную диету и сладкий чай. Рыбу-томонголы не ловят и землю не тревожат, у них исапоги "гутулы" с загнутыми носами.
    Еще монголы запрограммированы наоказание помощи. Это у них непреодолимаяорганическая потребность. Случается, чтопомощи и просить не надо, самидогадываются. Покажешь пустую флягу - покашофер канистру с водой достает, изфургончика протягивают соки, колу, конфеты,хлеб. Каково? Но я чаще мечтал о противном. Кпримеру, в пустыне колючки обильны ивездесущи, случалось по пять проколов вдень. Но попробуйте отремонтировать пятькамер в толпе помощников! Или затолкать втаких условиях в каретку при замене валакитайские подшипники с нестандартнымишариками!
    - Не огорчайтесь, и взрослые и дети от душижелают вам помочь!
    - Да ехать-то мне, а не им! Все есть, нужнотолько, чтобы не помогали.
    Потрясающий народ, эти монголы. Явили мирусамого зверского захватчика Чингисхана ина протяжении всей своей истории сугубо мирные люди, не воюют. Но при случаеподтверждают, что воины они превосходные. Ваймаках памятники монголам, воевавшим нанаших фронтах с фашистами. 1939 год, Халхин-Гол.12 тысяч монголов разгромили 40-тысячнуюяпонскую армию, вторгшуюся в МНР. Японцы неуспокоились, двинули 75-тысячное войско. Г.Жуковпомог главнокомандующему Х.Чойбалсану. Сэтим наскоком справились 57 тысячкрасноармейцев и монгольских солдат. Ваймачном центре Баянтумен, ныне Чойбалсан,памятники с образцами техники тех времен. Ваймачном музее Ховда красочная панорамаместного художника, отображающая отпоркитайским агрессорам в 1948 г. Аймак отстоялатогда небольшая группа монгольских солдат-пограничников...Но благородная воинственность это же неразбойная воинственность Чингисхана. Может,от нее уже ничего не осталось?
    В глубинке меня остановил конный батыр игрубо выяснял, не американец и не канадецли я? А, русский!.. С русского что возьмешь?Уступил дорогу.
    По пути в Арвайхээр двое конныхподростков пытались ургой стреножить мойвелосипед. Было ли ему приятно, что его, "Лебедя"принимают за мустанга, но заднее колесоему подпортили. Петлю пришлось срезатьножом, этим же ножом едва удалось отогнатьхулиганов. Хорошо еще, что не было при нихсобак
    Монголию называют "Страной белых юрт".Я добавил бы, что это еще и странабеспривязных собак. У одной из белых юртнабросилась на меня одна такая свирепая.Успел спрятаться за велосипед - вцепиласьв багажную сумку. Укрыли меня в юрте, так онапринялась терзать велосипед, отгрызладюралевый щиток-подкрылок по самую егоподпорку! А вдруг не удержат ее, пока тыуходишь от юрты? Собаки они тоже бываютразные. Почти у завершения пути ввысокогорье и безлюдье мне довелосьночевать на яйле. Заметил, что две собакиохраняют меня. Как они отстали ототкочевавшего стойбища, не знаю, но оничетко несли свою службу. И возможно, этооказалось кстати. В тех местах и волкиводятся, и рыси. Лис-корсаков сам видел.Говорят, и медведи встречаются... Справка: ВМонголии обретается 140 видовмлекопитающих, 436 видов птиц, 21 вид пресмыкающихся, 8 - амфибий, 75 видов рыб.
    Многое привлекает туристов со всего мирав Монголии. И не только охота на архаров,верблюжий туризм или кладбище динозавров.Вне конкуренции уникальные ламаистскиехрамы и монастыри. Всемирно известенмонастырь Гандан в центре Улан-Батора схрамом Жанрай- синг. Здесь удивительная покрасоте статуя Будды высотой 26, 5 м. А уж вХархоринский монастырь Эрденьдзу ведутисториков религий все дороги. Три храмаэтого монастыря овеяны еще и духом Чингисханства. Именно здесь удельными ханами 44-летнийТэмучин был поднят на белом войлоке ипровозглашен Великим каганом. Чингисханом - "посланцем богов". Тэмучинпровозгласил себя сам, предварительносварив живыми в котле тех из ханов, которыхсчитал конкурентами
    Надомские национальные спортивные игрысо времен Чингисхана регулярно проводятсяв середине июля, а с 1921 г. приурочиваются кДню национальной независимости II июля.Красочен сам праздник с выступлениямивоенных оркестров и фейерверками. И ужсовсем неповторимы 3-дневные спортивныесостязания по главным видам национальногоспорта: борьбе, скачкам, стрельбе из лука.Дождаться и поприсутствовать на праздникеможно, приютившись в дешевых I-2 доллара вдень гостиницах в северной части Улан-Батора,таких как "Залучуд", "Мандхай" сдешевыми китайскими ресторанами. Обменныйкурс рубля в местных банках 28 тугриков. Хлеб- 250 тугриков. Во дворы жилых кварталовзавозят дешевое молоко но надо кипятить,овощи лучше покупать не в торговом центре, ав уличных лавчонках. Здесь лук в два разадешевле - 300 тугриков.
    Представители нашей прессы помогли мнеобзавестись корреспондентскойаккредитацией с правом посещать ифотографировать все виды состязаний.Надомские игры параллельно со столичнымипроходят во всех аймачных центрах. Встолицу съезжаются только самые знаменитые - звезды национального спорта, Однихтолько борцов приезжает до 2000 человек.
    Национальный праздник открываетсяторжественной речью Президента иритуальным выносом 9 священное числоЗолотых штандартов Чингисхана. У этихштандартов спортсмены дают торжественнуюклятву. Следуют показательные выступленияартистов и спортсменов вплоть до гоноквелосипедистов на выбывание и приземленияпарашютистов на поле переполненногоЦентрального стадиона. Мой велопробег былпосвящен монгольско-российской дружбе, и наэтот Надом я привез 1300 км трудных дорогВосточной Монголии. Ректоры университетови председатели демократических партийвручили мне юбилейную медаль Чингисхана
    3-дневные состязания борцов в 8 турахвыявили 8 "соколов", 4 "львов", 2"исполинов" и, наконец, "непобедимогоисполина", В эти же дни на поле близурочища со "Ставкой Чингисхана"проходили состязания всадников,начавшиеся с заезда 3--13-летних джигитов ивыя- вившие в финале "самого быстрого из 10тысяч". А на стрельбище Центральногостадиона лучники боролись за звание "мергена"-- самого меткого, мечтая походить намергена из команды Чингисхана. ЛегендарныйЕсунки попадал в цель с полукилометра.
    И вот поездка завершена. "Белый лебедь"отремонтирован и готов к дальнейшимпоходам. Но если бы мне заново предстоялоехать по Монголии, я кое что изменил бы всвоем "железном коне"
    1. О скоростной езде не может быть и речи,шины можно взять потяжелее, калибром неменее 37,5 мм. По этой же причине и при своемдалеко не исполинском росте мог бы и колесавзять из гармоничных для себя не помаксимуму. а по минимуму - 24 дюйма.
    2. Учитывая, что всю дорогу используетсясиловая передача, взял бы ведомую звездочкупокрупнее, 24-зубовую.
    3. Повидав все, что занесла в ведущуювтулку внешняя смазка, беру себе за правило:использовать впредь только втулки сцентральной масленкой и плотной крышкой.Смущен также и тем обстоятельством, чтомонгольских дорог не выдержала надежная, собновленными в прошлом году храповымизацеплениями З-скоростная планетарнаявтулка немецкого производства. Отношу всеэто за счет фирм, пускающих в розничнуюпродажу на запчасти некондиционные детали.Не исключено, что на столь трудных дорогахпонадежнее будет роликовое зацеплениевтулок "Торпедо".
    4. Вспоминаю 86-летнего коллегу повелопробегам петербуржца НиколаяИвановича Петрова, ныне покойного. Онпредпочитал велосипеды с открытой рамой.Монгольские дороги, на которых то и делоостанавливаешься и садишься заново,перебрасывая ногу через багажник,подсказывают, что и молодым 70-летнимспортсменам открытая рама будет поудобнее.
    Подстраховываясь на случай встречи стакими дорогами в ближайшем будущем, яподготовил такой велосипед и приступил кходовым испытаниям. Пока все меняустраивает. 

 

Автор: Гончаров Георгий

Источник: Газета "Вольный ветер" - №49 09 2001г

На главную страницу сервера

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.