реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Черногория / Статьи / Югославия: вольнопутешествующим на заметку.

Сейчас на форуме:
Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Абхазия: Замечательный отдых в Новом Афоне // Елена Скворцова

Чехия: Лейцпиг, Бамберг, Регенесбург // Тали

Чехия: Новый год в Праге // Ирина

Германия: Германия и Швейцария с ДСБВ // ольга

Чехия: Объективный негативный отзыв о гиде туристического агенства 4 сезона! // Анастасия

Турция: форс-мажер // Татьяна

Чехия: Эх, Ирина..Ирина! "Пражская сказка" от "4 сезона // Ольга

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Черногория

Югославия: вольнопутешествующим на заметку.

Раз в год я по своим академическим делам езжу наземным транспортом вАфины, и каждый раз стараюсь выбирать новый маршрут. Раньше я все времяездил туда через Румынию и Болгарию (некоторые фрагменты этих путешествийописаны на http://romanycz.travel.ru).В этот раз я решил попробовать проехать через Югославию и Македонию. Подучилсербский, освежил остальные попутные языки, и 20 сентября 1997 г. тронулсяв путь. Почему я выбрал такой маршрут? Меня давно уже привлекал "дух Балкан".Ведь это места, откуда пошли славяне, языки тамошних жителей сохранилидревнейшие формы. А в некоторых местах, как мне говорили, еще сохранилисьобычаи кровной мести.. Скажу сразу - никакая Magna Slavonia мне не встретилась.Однако впечатлений Югославия оставила у меня немало. Несколько их структурировавтак, чтобы они могли служить справочным материалом, предлагаю их вашемувниманию.

I. Режим въезда.

Россиянам для въезда в Югославию и Македонию визу в посольстве получатьне надо -достаточно иметь приглашение или ваучер. Визу иногда вштамповываютв паспорт на границе, иногда просто ставят въездной штамп. В Белграде многоукраинских челноков, так что, по-моему, в Черновцах ваучеры должны бытьсамые дешевые Челноки обычно едут по маршруту Черновцы (автобус DM6) -Suceava (поезд DM6) - Timisoara (автобус DM8) - Beograd (цены 1996 г.).Просто так не пустят. Один мой знакомый этим летом три раза "бомбил" югославскуюграницу (дважды со стороны Румынии и один раз - со стороны Венгрии), ивсе вотще. Я проехал, показав греческую визу в паспорте. Можно было быпроехать и с итальянской, сказав, что еду на паром Bar - Bari (стоит оноколо $20).

II. Погранпереходы.

Начнем с венгерской стороны. Там есть два международных перехода. Первый- это Ro"szke (РЄске) - Хоргош. Находится он на дороге Szeged - Суботица.Между Сегедом и Суботицей ходит около 8 пар рейсовых автобусов, проездв которых стоит DM5. Отправляются они от городского базара в Сегеде и отАвтостанции в Суботице. От сегедского базара до Roszke ходит рейсовый автобусза DM1: от его остановки до границы меньше 1 км. От Хоргоша до Суботицыавтобусов ходит мало, и поезд ходит лишь 3 раза в день. Проезд там стоитDM1.6. Второй переход - это Kelebia - Келебиjа. С венгерской стороны автопереходнаходится примерно в 2 км от ж/д станции. Зато с югославской стороны оттудакаждые час-полтора ходят автобусы (DM1.6) до Суботицы.

С хорватской и боснийской стороны уже сейчас есть работающие переходы,и челноки вовсю ими пользуются, однако ситуация тут еще не устоялась, ия не буду их описывать.

С румынской стороны самый популярный переход - Jimbolia (Жимболия)- Кикинда. Там два раза в день ходит поезд, в котором постоянно разыгрываютсябезобразные сцены недопуска румынских коробейников в Югославию. Югославскиепограничники при этом часто прибегают к рукоприкладству. Кроме того, черезблизлежащий автопереход курсирует множество частных автобусов Timisoara(Тимишоара) - Белград (DM8).

С Албанией есть несколько официальных переходов. Ими, однако, малокто пользуется - разве что суровые албанские дальнобойщики. Местное женаселение и контрабандисты ходят своими путями (см. ниже).

С Македонией - обыкновенная госграница. Я проезжал через два перехода:Генерал Jанкович - Волково и Прешево - Табановци, оба раза на поезде. Сценами на проезд ситуация там следующая. Расстояние от Косова Поля до Скопье(через Генерал Jанкович - Волково) - около 100 км. Билет на поезд стоилDM30 (!!). Мне это показалось безумно дорого, и я купил билет до границыза DM3, однако выходить не стал. Во время собственно переезда через границупо поезду идет кондуктор, который, ритуально ворча, собирает с безбилетных(то есть, со всех) пассажиров по DM1.5. А потом все покупают билет от Волководо Скопье за DM1.

С Болгарией основная дорога проходит через Димитровград - Драгоман.Не путайте Димитровград югославский с ныне не существующим Димитровградомболгарским - тот сейчас называется (несколько неприлично, с моей точкизрения) Дупница.

III. Деньги, цены.

Денежная единица в Югославии - динар, точнее, новый динар. Курс егожестко привязан к немецкой марке, и потому он везде един: DM1 = 3.3 дин(осень 1997 г.). Немецкие марки свободно обращаются наравне с динарами:ими можно везде расплачиваться. В ходу даже монеты по DM1. Я далек от всякого рода коммерции, поэтому в ценах разбираюсь плохо.Приведу несколько конкретных цен.Проезд: 700 км на поезде - 79 дин., 220 км на автобусе - 44дин. Еда: На севере, в Воеводине, обед a la carte в скромном ресторане- 10 дин., 0.5 пива - 3-4 дин., пачка сигарет - от 1.5 дин. Книги - дорогие. Так, например, карманный сербско- англо- сербский словарь стоилоколо 100 дин. Открытка - около 1 дин. В Черногории все на 25\% дороже,в Косово - несколько дешевле.

IV. Региональные особенности.

Как и во многих странах, в Югославии очень заметны различия между Североми Югом.

Север - Воеводина - обычное центральноевропейское место (правда,и СДК там больше всего). Там, кстати, живут много венгров, и многие приезжаютиз Венгрии. Меня, скажем, подвозил молодой человек, который кроме мадьярского,ничего не знал (пришлось быстро включать уже выключенный мадьярский). Сербскийже язык похож на древнерусский, как в "Слове о полку Игореве" - "приходахузвера и кров полизаша..".

В Черногории живут черногорцы и албанцы. Черногорцы говорятна старом диалекте: так, например, аорист, который понимают все (Jа видех..),употребляют вречи лишь черногорцы. Но, к сожалению, никакой "седой старины"я там не заметил. Я специально провел целый день в окрестностях Скадарскогоозера: ехал туда познакомиться с "легендами и мифами".. И что же? Кругомтурбизнес: экскурсии по озеру на катере с групповодом, рыбалка под руководствоминструктора. Вот Преспанское озеро в Македонии - совсем другое дело! Ноэто сюжет для другого рассказа...

Албания и албанцы. Косово. "Кормилица" и в то же время "рассадниктерроризма" - вот что такое Албания для Югославии. В годы ООНовской блокадыиз Албании в Югославию текла широкая река топлива, продовольствия, промтоваров.Быстроходной моторке требуется всего четверть часа, чтобы добраться доСкадара (Shkodra). Там быстро покупается дешевый товар. В Албании действительновсе очень дешево - таможенные пошлины не берутся из-за бардака, а людитам живут очень бедно. Один из подвозивших меня контрабандистов говорил,что он снимал девушку за пачку "жваки". Во время блокады почти все трудоспособноенаселение Черногории и Косова промышляло контрабандой, да и сейчас, учитываяочень высокий уровень безработицы, таких немало. Однако прибыли уже не те.

В самой Югославии живет много албанцев. В некоторых районах, прилегающихк границе, их большинство. Это является причиной неспокойной обстановки- националисты организуют митинги за расширение прав албанцев, полициядубасит их, террористы, как и положено, организуют теракты, и везде расхаживаютОМОНовцы с "калашниковыми". Однако, не в пример нашим, охотятся толькона террористов, а к гражданскому населению относятся лояльно.

Въезжал я в Косово почти что по касательной к албанской границе. Дорогашла через горы: иногда можно было видеть долину внизу с высоты доброгокилометра. Сплошной крутой серпантин, ни одного "кармана", к тому же всятрасса была уляпана то ли коровьим, то ли овечьим дерьмом. Металлическоеограждение у краев обрывов во многих местах было проломано.

Плотность населения в Косово очень высока: в семьях по 6-7 детей. Самиалбанцы внешне похожи на таджиков. Языка их я совсем не знал (в мою программу"Панглосс" не включены 2 европейских языка - албанский и баскский), однакобез проблем можно изъясняться по-сербски. Народу там очень много - похожена Румынию. Хотел устроить косовский филиал отеля "Романыч" где-нибудьу трассы, но ничего не вышло - за каждым кустом либо играли дети, либоиспражнялись домашние животные. Пришлось отправиться спать на вокзал. Выглядят"лица албанской национальности" немного диковато, но все трезвые, так чтоне надо их пугаться. Дружелюбны, немного назойливы, особенно дети и молодежь,но в меру по сравнению, скажем, с Трансильванией.

V. Общественный транспорт.

С севера на юг Югославию можно проехать на поезде. Ночной поезд Суботица- Бар идет 12 часов. Есть две пары дневных и две - ночных поездов Белград- Бар. Это около 9 часов езды. Два поезда в день (дневной и ночной) ходятмежду Белградом и Косовым Полем. До южных границ тоже есть ночные поезда.Местное железнодорожное сообщение развито в общем неплохою Цены см. выше.

Автобусное сообщение. Есть дальние автобусы, в том числе ночные. Стоятони несколько дешевле поезда. Местное автобусное сообщение сильно разнитсяот места к месту. Вокруг Скадарского озера автобусов нет вообще, а в Косовоавтобусники зазывают людей, как в Турции, да и проезд там дешевле (за 86км я отдал 10 дин.)

VI. Автостоп.

Во-первых, стопом люди там вовсю ездят и ничего необычного никто вэтом не видит. Водители ведут себя совершенно обыкновенно по центральноевропейскиммеркам: про денежку никто и словом не обмолвится. Оборотная сторона - большоеколичество СДК (СДК - это местные жители, пользующиеся а/с для перемещенияна небольшие расстояния). Обычные способы дистанцирования от них действуютнормально.

VII. Милиция.

Она там так и называется, и неспроста. Вот несколько штрихов. Hапример,если вы спрашиваете дорогу у полицейского, он, вежливо улыбнувшись, простопокажет ее. А милиционер сначала смерит вас взглядом и попросит документы.("Страшно далеки они от народа" - В.И.Ленин). Hа постах ГАИ стоят специальныеблюдечки для мелких подношений. Тормозимые водители в благодарность запроверку документов кладут туда яблочки - виноградик (объевшиеся гаишникименя угощали - очень вкусные) и.т.п.Иностранным водителям приходится туго - дерут с них безбожно. Венгрымне рассказывали как с одного из их чартерных автобусов, у которго ну всебыло в порядке, содрали DM200 за... "недостаточное количество черных мешковдля упаковки трупов в случае автокатастрофы". Вот такие вот штрихи.

VIII. Карты.

В Югославии я их вообще не видел! Поэтому я не нарадовался своей предусмотрительности- за $4.5 купил в Венгрии 6-километровку всех бывших югославских республикиздательства Freytag & Berndt. Из всех виденных мною карт эта мне показаласьнаилучшей.

Ну вот, кажется, и все. Буду рад, если кому-нибудь эта информация пойдетна пользу. Читайте мои рассказики!

Автор: Роман Романыч Запатрин [gudrs@ch

Источник: Караван Диван

Обсуждение:

Еще никто не высказал своего мнения, Ваш комментарий будет первым.

Имя*
E-Mail
Уведомлять о новых комментариях
Не показывать E-mail другим пользователям
Ваш комментарий*
 

Смотрите также: Туры в Черногорию | Виза в Черногорию | Авиабилеты в Черногорию |

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Montenegro/articles/Montenegro_1154.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция