Слететь быстрой птицей по склону и изящно затормозить внизу, обдав зевак снежной пылью. Затем выпить обжигающий нёбо глинтвейн, созерцая искрящиеся склоны. Дышать воздухом гор, ощущая всеми клетками их энергетику. Неужели вам никогда этого не хотелось? Если вы говорите "это не для меня, я не смогу", значит, просто боитесь. Мне тоже снилось страшное падение и хруст костей. К тому же, ведь я сплошной сгусток нервов килограммов под 100 весом: если налечу на кого, бедолагу будут собирать по частям. Эта преспектива страшила меня даже больше, чем вероятность покалечиться самому. Кроме того, в 27 лет вообще боязно показаться смешным: например, на виду у толпы вонзиться в ель так, чтобы с нее весь снег осыпался. Но я вспомнил ту эйфорию, которая охватывает при скольжении по длинному склону на обычных лыжах. Учел богатый опыт сохранения равновесия на велосипеде. Припомнил, что однажды в Загорске успешно катался на горных лыжах. Прибавил хорошую компанию в лице моей подружки. И — решился. Фирма, где работала моя подруга, имела дело с Югославией, где есть два горнолыжных курорта — Копаоник и Брезовица. Мы остановили выбор на первом, где был апарт-отель (с плитой и холодильником в номере, что позволяет экономить на еде). Вообще Копаоник — это национальный парк. Там есть где раскатиться на воле — 44 километра трасс, включая две "черные", 20 подъемников. Как-то раз там прошли международные соревнования, к которым построили несколько классных гостиниц. Самая высокая гора в округе — Панчичев Врх (2.017 м). За девять дней с нас взяли по $550, включая перелет и трансфер. Еще по $100 пришлось выложить за "ски-пасс" (документ, дающий право пользоваться подъемниками). В эту цену входило обучение и прокат оборудования. Штаны с "высокой спиной" и лямками я купил на знаменитой "толкучке" у метро "Автозаводская". Там же была приобретена "пуховка" и перчатки, а очки мы одолжили у знакомых. Когда лайнер югославской авиакомпании JAT приземлился в Белграде, уже смеркалось. Гид Весна на хорошем русском ошарашила нас сообщением, что нам предстоит провести четыре часа в микроавтобусе. Все это время я молился на водителя, который в сгущающейся тьме непрерывно обгонял по встречной (таковы местные дороги) на скорости больше ста километров в час. Зато отель в действительности выглядел даже лучше, чем в каталоге. Стилизованные под "шале" корпуса были построены кольцом, образуя очень уютную внутреннюю площадь. На первых этажах размещались рестораны, дискотеки, супермаркет, магазины. На следующее утро мы получили наши "ски-пассы" и моя подруга отправилась в "ски-школу". Со снегом нам повезло — его было достаточно. По этому поводу народу съехалось много, так что на подъемники (а их на Копаонике двадцать штук) выстраивались приличные "хвосты". Когда я оклемался от свалившей меня простуды (тут очень пригодилась медицинская страховка, которой мы заблаговременно запаслись), то последовал ее примеру. Группы новичков формировались постоянно. К моему удивлению, в нашей группе из восьми человек я не оказался самым взрослым: вместе с несколькими детьми учились их мамы. Я был единственным русским. Инструктора, совсем не похожего на Гойко Митича, это не смутило. Он сначала отдельно делал мне пояснения на английском, а потом я уже стал понимать горнолыжный вариант сербского. Ключевыми в нем были слова "хайдэ" (поехали!) и "плугове" (плуг). Плугом, кто не знает, называется метод скольжения "для чайников" со скрещенными лыжами. Его-то мы и осваивали целый день практически на ровной местности. На второй день занятия перенеслись на пологий склон. Потом мы стали понемногу осваивать езду с параллельно поставленными лыжами. У меня получалось хорошо, и довольно скоро я совсем отбился от своих и катался самостоятельно. Пару раз я здорово намаялся, попав на слишком крутые склоны. На одном из них впору было уже спускаться пешком, но все же я взял себя в руки и кое-как съехал. Зато в последний вечер мы даже отважились кататься на "ночном" склоне, освещенном прожекторами. Хотя за это с нас содрали пригоршню динаров, это было по-настоящему здорово! Обстановка на курорте была самая что ни на есть праздничная. Вечером сербы набивались в дискотеки, выпивая бесчисленное количество вина и пива. На Старый Новый год местные пиротехники-любители закатили такой фейерверк, что потом долго закладывало уши. В соседнем отеле был бассейн, спортзал, сауна и даже крытые теннисные корты, куда можно было ходить. Самым дорогим и захватывающим дух развлечением была поездка на снегоходе в полной темноте (в составе группы, конечно). Почти каждый вечер мы проводили в одном из национальных ресторанчиков, которых на горе была масса. Самым сложным в моем обучении горным лыжам оказалось — без дураков — одолеть все эти "чевапчичи" и "плесковицы" — безразмерные порции мяса, которые там принято поглощать на обед и ужин. Одно из местных блюд называлась "вешалица", после которой я и впрямь готов был повеситься. В Югославию лучше брать немецкие марки, там все меряют только в них. Кроме того, туда надо непременно брать с собой чай. Сербы пьют цветочный — ромашковый, мятный — чай, а обычный черный чай у них называется "русский" и бывает далеко не всегда. В маленьких кафе на горе его даже без толку заказывать — все равно нет. Впрочем, там лучше пить "кувано вино" — глинтвейн. Если не увлекаться, то это неплохая замена. Девять дней пролетели, как один день. По окончании срока в холле отеля "Гранд" было устроено грандиозное сборище, на котором я получил официальный диплом ски-школы. Во время поездки я даже немного загорел и похудел. Сейчас я уже раздумываю над тем, куда поехать в этом сезоне. Учитывая личный опыт и беседы с бывалыми горнолыжниками могу дать несколько советов тем, кто хочет приобщиться к братству любителей этого вида спорта.
Как подготовиться
Говорите себе "У меня все получится". Это как научиться водить: поначалу всех прошибает пот, а потом все "летают", как будто с рождения за рулем. Если не хватает решимости, обзвоните знакомых горнолыжников, они "заразят" вас рассказами. Шансы нажить неприятности на горном склоне (статистика США): Шансы разбиться насмерть оцениваются цифрой 1 на миллион, получить тяжелую травму — 0,86 на миллион. Для сравнения, шанс летального исхода у велосипедиста — 7,1 на миллион, у пловца — 17 на миллион. За последние 13 лет на горных склонах США погибало примерно 32 человека в год. Для сравнения, в автомобильных катастрофах ежегодно гибнет около 42.000 человек, а еще 300 человек в год тонут в собственных ваннах. 85\\\\% пострадавших на склонах гор — это мужчины, а 70\\\\% из них — молодые люди 18-23 лет. Психоаналитики советуют делать простое упражнение. Представьте воплощение страха, например, неудачное падение на большой скорости. Затем "прокручивайте" его туда и обратно все быстрее, одновременно как бы убавляя цветность, делая его черно-белым. Для контраста заготовьте в воображении другой "кадр" — воплощение мечты, например, вы на фоне изумительного заката с лыжами и улыбкой во весь рот. Затем следует прокручивать эти кадры поочередно, уменьшая формат первого на фоне второго. Правильно выберите время для поездки. Кататься в большинстве мест можно с декабря по начало апреля. Учтите, что на всех курортах бывают "низкие" и "высокие" сезоны, сильно отличающиеся по цене. Самая дорогая "Белая неделя" (25 декабря — 5 января), чуть меньше придется выложить за катание в феврале или марте. Дешевые периоды — в декабре до 25 числа и промежуток с 5 января до 5 февраля. Самое главное, чтобы был снег. Узнать о наличии снега можно в агентстве или через Интернет. Захватите с собой в поездку друга (подругу) с опытом катания. Лучшей моральной поддержки еще никто не изобрел. Подглядывайте за катающимися. Съездите разок на какой-нибудь склон дома и хотя бы посмотрите со стороны на тех, кто катается, запоминая их движения. Идеально, если удастся прокатиться самому. Приведите свои ноги в форму. Начните с приседаний. Откажитесь от лифта. Кстати, известный теннисист Борис Беккер накачал ноги именно на лестнице, прыгая со ступеньки на ступеньку. Наконец, существует такая вещь как велотренажер.
Лыжи или сноуборд?
Лыжи освоить легче, и результат виден быстрее. На доске (snowboard) битых два дня можно только учиться стоять, держать равновесие, а на лыжах за это время обычно все уже начинают ездить и ловить кайф. Доски стоят дороже и быстрее изнашиваются, зато они в моде. Большой плюс доски — мягкие ботинки, никак не сковывающие свободу передвижения. Доска менее чувствительна к камням и неровностям. Однако лыжи — демократичнее.
Что из амуниции покупать?
Только не лыжи с палками — их лучше на первый раз взять напрокат. На европейских курортах есть фирменные прокаты Salomon, Rossignol, Fischer, где бывают даже самые последние модели для пижонов. К верхней одежде горнолыжника есть два подхода. Некоторые предпочитают комбинезон, то есть "два в одном". Однако практичнее раздельный вариант — куртка и брюки. Еще нужно купить перчатки. Для начала можно недорогие, на один сезон. Покупать лучше на месте: там дешевле, больше выбор и лучше качество. Горнолыжные очки можно одолжить у друзей. Подойдут и простейшие, хотя предпочтительнее очки со съемными фильтрами: желтым для пасмурной погоды, темным для яркого солнца и снегопада. А вязаная шапочка и теплые носки у вас в хозяйстве наверняка найдутся.
Что делать на месте?
Первым делом купите "ски-пасс". Существуют разные виды: он может быть единым для всех курортов целого региона типа Доломитовых Альп или годиться для одного-единственного подъемника. Различается и срок действия — от одного дня до нескольких недель. Иногда нужен особый "ски-пасс" для катания на освещенных трассах. Для начинающего может оказаться дешевле платить за разовые подъемы. Для оформления "ски-пасса" понадобится фото. Найдите инструктора, лучше индивидуального. Можно присоединиться к уже сформированным группам. Перво-наперво отрегулируйте (с помощью инструктора) ботинки, крепления и научитесь всем этим пользоваться. Затем надо освоить стойку. Научитесь держать согнутые руки впереди корпуса, ноги должны быть всегда согнутыми. Сами тоже чуть согнитесь, язычок ботинка должен упираться в голень. Расстояние между лыжами должно быть не больше ширины плеч, но и не равняться нулю, иначе лыжи будут наезжать друг на друга. Если вас понесет, лучше сразу садиться на мягкое место или осторожно валиться на бок. А там уж аккуратно подниматься, поставив лыжи перпендикулярно склону.
Перед подъемом
Самый страшный враг "чайника" — переоценка собственных возможностей. На самый крутой склон вы всегда успеете. Изучите маркировку трасс по планам местности, висящим везде. Обычно трассы для начинающих отмечены синим или зеленым цветом. Научитесь пользоваться подъемниками. Перед использованием этого агрегата понаблюдайте, что делают другие. На первых порах вам придется иметь дело с простейшими подъемниками, например, с канатом, натянутым на два барабана, приводимых в действие электромотором. За канат нужно просто крепко ухватиться и ехать. Следите за лыжами: направляйте их строго вверх и держите параллельно. Хватаясь за канат, чуть отклонитесь назад, поскольку трос "подхватит" вас с небольшим рывком. Если упали, сразу отцепляйтесь, иначе будете волочиться по земле. Постарайтесь как можно быстрее отползти в сторону, чтобы на вас не попадали те, кто едет следом. Правила обращения с бугельными подъемниками те же, только в зависимости от конструкции нужно либо дергать за железную штангу и пропускать ее между ног, либо разматывать трос с деревянной планкой на конце. Кресельные подъемники — это просто праздник. Важно только не сплоховать в сам момент залезания в кресло и слезания с него (вовремя слезть и отъехать в сторонку). Крепко держите палки. Кабинные подъемники — это как автобус, только на тросе. Ну вот, вы наверху. Теперь — вниз, вниз, навстречу ветру и снежной пыли. До радостного и полного изнеможения. Говорят, в этом году вся Европа завалена снегом...
Автор:
--
Источник:
Журнал "Обучение за рубежом" - №01 1999г.
Обсуждение:
я заметил такую вещ что на лыжах научиться стоять легче. А вот техникой мало кто владеет. И вот смотриш едет чайник налыжах стаит, ну как.
А вот на борде я заметил что люди кувыркаются, ну как поймут в чем дело. сразу видно результат.