Мьянма

БИРМА: путешествие вглубь страны

Перед путешественником, который провел несколько дней в Рангунеи хочет продолжить знакомство с Бирмой, встает типичныйроссийский вопрос: "Что делать?" Немногие западные туристы,решившиеся посетить сегодняшнюю Бирму, обычно отправляются изРангуна в Мандалай - второй по величине город страны. А какойпуть избирали наши предшественники, посещавшие Бирму в XIXстолетии?

Одним из них был выдающийся русский буддолог Иван ПавловичМинаев (1850-1890 гг.), побывавший в Бирме в 1886 году. Осмотревбуддийские монастыри в Рангуне, он отправился в Проме -старинный город, лежащий к северо-западу от столицы тогдашнейНижней Бирмы.

Основанный в среднем течении Иравади, Проме был известен какстолица княжества Пью с 5 по 9 вв. до н. э. На современной картеБирмы можно встретить двойное название этого города: Пьи илиПроме, как называли этот город англичане. В окрестностях Промесохранились остатки городских кирпичных стен, храмов, пагод:Паяма, Паяджа; наиболее ранняя из них - Бабаджи, 7 в. Это все,что можно почерпнуть о Проме из путеводителя по Бирме. СегодняПьи - провинциальный город, куда только начинают тянутьсятуристские тропы.

Какие средства передвижения существовали в Пью? Летописецкитайской династии Тан (618-907 гг.) сообщает об одном из них:"Когда король Пью выезжает в своем паланкине, он возлежит назлатотканом ложе. На далекие расстояния он выезжает на слоне".Но в эпоху владычества англичан с королевским правлением вНижней Бирме было покончено, и из Рангуна до Проме И. П. Минаевдобирался поездом. Русскому путешественнику повезло: за 10 летдо его приезда в Бирму англичане построили железнодорожную веткуРангун - Проме (259 км), первую в стране (1877 г.). Итак, выборсделан: отправляюсь по следам Минаева, и если повезет, то можнобудет сравнить его впечатления об увиденном с сегодняшнейситуацией в стране.

Гостиница "Солнечный цветок" (Sun flower inn), где ютитсяскромный туристский люд из разных стран, расположена недалеко отжелезнодорожного вокзала. Чтобы дойти до него, нужно миновать"обжорные ряды" - целую вереницу придорожных харчевен, фруктовыеряды, мелкие мастерские с полуголыми ремесленниками. Дорогавыводит на площадь, где высится здание вокзала. Оно выглядитдовольно прилично, но с некоторым налетом трущобности, - ведьвокзал выстроен в 1954 году. Когда-то он был гордостью столицы -как никак - главный вокзал страны. Здание украшено 4 башнями:они напоминают башни цитадели в Мандалае, каждая из которыхувенчана ажурной деревянной пагодкой "пьятта".

Те, кто бывал в Индии и брал билет на поезд, знает, что этотакое. А кто не бывал, может вспомнить отечественныежелезнодорожные кассы в разгар летнего сезона. Но на вокзале вРангуне гостей ждет сюрприз: здесь есть специальная касса дляиностранных туристов, со "спец"ценами, - они раз в пять вышеобычных. Зато не видно, а только слышно, как в соседнем залегудят длинные шумные очереди. Вежливый кассир, получивчеки-доллары, выдает билет для проезда в "верхнем" (upper)классе. До отхода поезда еще есть время и можно не торопясьвернуться в гостиницу, чтобы перечитать выписки из дневника И.П. Минаева, посвященные его путешествию по железной дороге.

"Поезд, как обычно, содержит великолепные вагоны 1 и 2 классадля англичан и грязные, решетчатые, маленькие вагоны длятуземцев, к тому же - битком набивающие их", - отмечал русскийбуддолог в 1886 году. Что же, посмотрим, что мы имеем насегодня.

...Выйдя на платформу, ищу свой вагон. Все они почему-то безномеров. Выручает дежурный по станции и показывает на"литерный". Вхожу в свой "верхний класс": он устроен как нашивагоны межобластного сообщения. Однако здесь все, что можновыломать и ободрать - выломано и ободрано. Похоже, что в вагонедействует система "1 через 1". Жалюзи, защищающие пассажиров отсолнца, утрачены наполовину; вентиляторы вырваны из потолкачерез один, а те, что остались - работаю тоже через один.Единственное достоинство вагона "люкс" - в нем просторно. Содной стороны вдоль стены по два мягких сиденья, с другой - поодному. (Для сравнения: в соседнем вагоне "ординарного" класса -два жестких деревянных сиденья с каждой стороны.) И еще однопреимущество: в нашем вагоне на продавленных сиденьях разложеныпледы-накидки.

Когда-то железнодорожная линия Рангун - Проме быламагистральной, но теперь она утратила свое значение, уступивпервенство трассе Рангун - Мандалай. Отсюда и царящая в вагонах"вторая категория свежести".

Вскоре Рангун остается позади и начинается сельская идиллия.Крестьяне серпами жнут желтеющие стебли риса, с помощью буйволовобмолачивают его, тут же просеивают на больших решетках,укрепленных на высоких треногах. Наш путь пролегает параллельноИравади, но на значительном от нее удалении. Гораздо ближе -текущая восточнее нее река Мьимакха, и наш "экспресс" то и делогромыхает по мостам, переброшенным через ее притоки. Мало чтоизменилось в здешнем сельском пейзаже за истекшее столетие. Вначале XX в. здесь проезжал еще один русский путешественник - А.М. Жирмунский. Геолог по профессии, он был и талантливымжурналистом. Его перу принадлежит книга путевых очерков "ВокругАзии" (М. 1914). Глядя из окна поезда на проплывающие пейзажи,Жирмунский писал: "Поля, поля и поля... Что-то, напоминающееРоссию: бесконечная равнина; пестрые пятна жнецов; стаи коршуновв высоте и белые капустницы над лугами; соломенные крыши избушеки длинные ряды подсолнечников. Но - наряду с родными - другиечуждые, непривычные штрихи: горбаты волы; буйволы с широкимираскидистыми рогами; заросли кактусов и пальмы по краям полей;обилие журавлей и голубые вороны; деревни, обнесенные оградами,густо заросшими лианами, избы на высоких сваях. А главное -пагоды, пагоды без конца: золотистые, белые и темные,почерневшие от времени... Таковой представляется из окнажелезнодорожного вагона долина реки Иравади".

На здешних железнодорожных станциях сохранились приметыпрошлого: колокола, возвещающие об отправлении поезда, семафоры.Правда, на станциях названия только на местном языке, нобеспокоиться не стоит, - ведь Проме (Пьи) - конечный пункт ипропустить его невозможно. Ходовая часть нашего "экспресса"изношена до предела, и через каждые несколько минут возникаетэффект резонанса: вагон начинает раскачиваться вдоль и поперек.Такое ощущение, что сидишь в седле и участвуешь в скачках спрепятствиями. Узловая станция Лепандам. Отсюда отходит боковаятрасса, ведущая к городам Хинтада (Хензада) и Патэйн (Бассейн).Наш поезд стоит рядом с "подкидышем". Это два вагона, влекомыедизелем. Они доставят местных пассажиров до левого берегаИравади. Потом сельский люд на пароме переправится через реку,чтобы продолжить свое путешествие до райцентров на стыковочной"кукушке". В этом сельском поезде вдоль стен длинные сиденья,как в старых трамваях, где пассажиры сидят напротив друг друга,лицом к лицу. Впрочем, лица трудно различимы, потому что обавагона набиты до отказа, а те, кому не досталось места внутри,устроились со своими мешками на крыше.

По вагонам все время снуют лоточники, - это свои, "фирменные"разносчики воды, фруктов, сладостей. Но на остановках у нихпоявляются конкуренты в лице сельских продавцов, которыестараются краткость отпущенного им времени возместить громкимикриками, рекламируя свой товар. Но есть и особый вид сервиса: онбесшумен и ненавязчив. На уровне открытого окна появляетсякувшин, стоящий на подносе; сбоку висит кружка. Жаждущийпассажир зачерпывает воду и, выпив ее, кладет деньги на блюдо.Кувшин с подносом движется дальше, вдоль перрона. Но это несамоходный кувшин, - он стоит на голове молодой бирманки,которая медленно, с горделивой осанкой, шествует вдоль вагонов,обслуживая пассажиров "бесконтактным" способом.

После захода солнца быстро темнеет, и проводник включает ввагоне свет. Вот как это делается: встав на сиденье, онсоединяет оголенные концы проводов, после чего люминесцентнаялампа начинает мигать. По закону "1 через 1" загорается лишькаждый второй светильник. Но, впрочем, ехать осталось недолго:вот поезд подходит к перрону, и пассажиры выходят из вагонов.Проводник, следуя за ними, тут же снимает накидки с кресел, ноне через одно, а со всех подряд. У каждого закона есть своиисключения...

"16 января 1886 г. Проме. Поезд пришел сюда часов в шестьутра",3 записал И. П. Минаев в своем дневнике. Нынче шесть часоввечера, но, независимо от времени приезда, первым делом надоидти на поиски гостиницы. Проме поражает своим спокойствием,патриархальностью. После шумного Рангуна здесь непривычно тихо.Машин почти нет, велорикши позванивают на ходу, а лошадки,запряженные в брички, цокают копытами по мостовой.

С размещением в гостинице сегодня проблем нет. Листаю английскийсправочник "Вся Бирма". Здесь есть довольно приличный отель"Мьянмар" и много других. Но в сумерках приходится выбирать то,что ближе. Прямо напротив железнодорожного вокзала вижу вывеску:"Отель Со Пья" (Saw Pya). Какая у него репутация? В справочникечитаем: "Несколько лет тому назад путешественники сообщали онекоторых трудностях с размещением в этой гостинице. После тогокак они платили за номер, местные власти приказывали им срочновозвращаться в Рангун, поскольку где-то недалеко замеченыповстанцы". "Нынче, - сообщается далее, - можно легко посетитьПьи, так как он считается "безопасным от повстанцев".

Что же, путешествующим по Бирме к этому не привыкать. Например,И. П. Минаеву не довелось побывать в окрестностях Мандалая,поскольку в 1886 году там "шалили" повстанцы- дайкоты. А послевоенного переворота 1988 г. хунта "замиряла" противников режимапо всей стране, в том числе и в Проме.

Проме (Пьи) - один из немногих городов страны, где нет жесткихинтуристовских ограничений. Поселяюсь в странноприимном доме-"заяте", расплачиваюсь не валютными чеками, а обычными кьятами,правда, берут дороже, как с иностранца. Но интерьер комнатысоответствующий; здесь мало что изменилось со времен Минаева."Эти дак-бангалоу - решительное наказание, - писал русскийбуддолог. - Грязь страшная и цены ужасные. Постельное белье вночь Re 1. А белье состоит из одной простыни, даже одеяла недают".4 Все так...

С утра начинается осмотр города. Его духовным центром являетсяпагода Швезандо (Shwesandaw). "Положение города очень красивое.Кругом холмы, покрытые тропической растительностью, - записал И.П. Минаев в своем дневнике. - В три часа отправился вШвезан-дау, т. е. к ступе золотого волоса (Будды - авт.). Ступавыстроена на холме, окружена массою различных построек. Внекоторых местах стоят столбы с надписями, т. е. на нихизображены буквами день и животное - символ этого дня. Это какбы указание для того, кто родился в этот день: здесь он долженмолиться и приносить жертву, - иначе цветы и проч."5 Сегодняздесь кое-что изменилось. При подходе к огромной ступе Швезандов глаза бросается бетонная махина лифта-подъемника, ведущего кее вершине. Конечно, отцы города хотели сделать благо длянемощных паломников, но уж очень безобразно выглядит это Г-образное бетонное сооружение на фоне изящной ступы. Да ипаломники по-прежнему предпочитают восходить наверх пешком. Ктоже сегодня пользуется подъемником? Взойдя на верхнюю площадкупагоды, вижу, как открываются створки лифта. Оттуда выходят дваофицера, какой-то чиновник с бумагами и парочкатуристов-англичан. Но, к счастью, громадный лифт не можетзаслонить восхитительную панораму Проме (Пьи). С высоты птичьегополета видны белые пагоды на зеленых холмах, спускающихся кИравади. Один из них украшен двумя огромными статуями Будды-лежащего и восседающего. Крошечными отсюда кажутся зданияжелезнодорожного вокзала, гостиницы и конная статуя Аун Сана -борца за независимость Бирмы, убитого в 1947 году заговорщиками.

Около ста лет Проме (Пьи) находился под властью англичан, нопервый захват города британские войска осуществили несколькораньше - весной 1825 года, во время первой англо- бирманскойвойны (1824-1826 гг.). В ходе одного из сражений 1 апреля 1825г. английским снарядом был убит бирманский полководец МахаБандула, после чего его армия бежала в беспорядке на север, итаким образом путь вверх по Иравади был открыт. При поддержкеканонерок англичане поднялись до Проме и, взяв его (25 апреля),остановились там на период дождей.6 При поспешном отступлениибирманской армии от Проме здесь не были уничтожены хранилищазерна, и они достались англичанам.

Но уже в начале июля 1825 г. бирманские войска появилисьсевернее Проме. 40-тысячная бирманская армия начала наступлениена город; в середине ноября обе армии столкнулись в местечкеВетигоун в 20 милях от Проме. В этом сражении бирманские войскаобратили англичан в бегство и преследовали их до самого Проме.Англичане потеряли только убитыми 250 человек.

Англичане жаждали реванша, и такая возможность появилась у них входе 2-й англо- бирманской войны (1852-1853 гг.). Их планы несодержали ничего необычного; в начале апреля 1852 г. газета"Русский инвалид" сообщала своим читателям о предполагаемомплане войны: "Экспедиция, вероятно, пойдет по восточному рукавуИравади, чтобы избежать сопротивления на дороге в Рангун, гдесобрано 20000 бирманского войска. Английские войска пойдут вПром".

Так оно и произошло. 9 июля 1852 г. английские войска, разрушивартиллерийским огнем городские оборонительные сооружения, вошлив Проме. Город был оставлен и бирманской армией, и жителями. Нона следующий день англичане пошли дальше, считая, что не следуетраспылять силы. Бирманская армия снова заняла Проме, после чегоначалась подготовка к обороне города. В Проме развернулосьстроительство укреплений, сюда было стянуто до 15 тысяч воинов.Английское командование, "прохлопавшее" город, со своей сторонытщательно занималось подготовкой к военным действиям - броску кПроме. Много внимания было уделено подготовке флотилии дляперевозки войск вверх по Иравади. Были собраны самые различныесуда - от крейсеров до местных лодок. Среди них были 72-пушечныйкорабль "Хейстингс", прибывший из Сингапура, и "Тенассерим" -один из лучших пароходов того времени.

При подготовке военной экспедиции в Проме англичане проводилииспытания своих новых артиллерийских снарядов и орудий противдеревянных бирманских укреплений, и оказалось, что снаряды непробивают стен этих укреплений. В результате испытанийвыяснилось, что хорошим средством для пробивания брешей вбирманских крепостях был лишь сильный пороховой взрыв.

К октябрю у англичан все было готово к походу на Проме. 9октября 1852 г. на рассвете английская флотилия с 2300 человекна борту достигла этого города. Все 8 кораблей расположилисьперед его укреплениями и начали артиллерийский обстрел. Сбирманских позиций почти не отвечали. Флотилия сталапродвигаться вверх по реке, а войска начали высаживаться наберег. Бирманцы повели огонь более интенсивно. Но часть войск,которая к 5 часам пополудни закончила высадку, не встретивсопротивления, заняла северное предместье Проме и некоторыекварталы города. Утром 10 октября, когда высадились остальныевойска, началось продвижение к пагоде Швезандо. Англичанеполагали, что бирманцы, занимавшие там хорошие позиции нахолмах, окажут сопротивление. Однако выяснилось, что бирманскиевойска отступили. Вскоре город был оккупирован англичанами.

Началась партизанская война; в октябре и ноябре 1852 г. из-запостоянных налетов бирманских повстанцев английским войскампришлось посылать экспедиции в деревни под Проме. Былзначительно увеличен гарнизон в самом городе. Партизанскиеотряды под командованием Маун Гаун Чжи в конце декабря - началеянваря 1854 г. активизировали свою деятельность в гористойместности к юго-востоку от Проме. В них насчитывалось около 6тысяч человек. Против партизан была выслана карательнаяэкспедиция во главе с капитаном Берри, которая попала в засаду ибыла разгромлена. Вскоре англичанам удалось загнать партизанМаун Гауна в горы; но когда английские войска ушли в Проме, онопять овладел северной частью района Таравади. Осенью 1854 г.борьба с Маун Гауном разгорелась снова. Основные силы этогоизвестного партизанского вождя были разбиты англичанами лишь в1855 г., однако его самого англичане так и не сумели захватить.Повстанческое движение еще долго не затухало; партизаны дваждысжигали английский пост в Проме - в апреле 1855 г. и в феврале1856 г.

Итак, в 1852 г. Проме (Пьи) захватили англичане, а 6 лет спустягород был превращен в развалины землетрясением. В 1862 г. по егоостаткам прошелся пожар. Однако все эти невзгоды чудом пощадилидревний памятник буддийской культуры - окруженную 64 малымипагодками величественную "золотую" пагоду Швезандо. Мы находимсяне ее верхней площадке, у подножия ступы, куда стекаютсямногочисленные паломники. По своей величине и богатству онауступает лишь Шведагону в Рангуне. Ее позолоченное навершиеукрашено самоцветами и увешано колокольчиками.

Как и во времена И. П. Минаева, Проме остается одним из духовныхцентров бирманского буддизма. В том году, когда русскийпутешественник посетил Проме, шла 3-я англо-бирманская война(1885-1886), и в округе Проме партизанская борьба носиланаиболее упорный характер. Это объяснялось традициями местногопартизанского движения, восходящего своими корнями к годамвторой англо-бирманской войны. Нужно ли говорить о том, чтобуддийские монастыри зачастую предоставляли укрытие преследуемымповстанцам? Традиции буддизма здесь укоренялись на протяжениимногих столетий, и не случайно, что именно в Проме в сентябре1920 г. собралась ежегодная всебирманская конференцияБуддистской ассоциации молодежи.12 С верхней площадки пагодыШвезандо хорошо видно, как цепочка буддийских монахов втемно-вишневых тогах возвращается в свою обитель после сборапожертвований. В руках у них - черные лакированные чаши, похожиена старинные русские братины. Блестит на солнце водная гладьИравади. Когда-то в древности сюда поднимались индийскиеторговые суда. Во времена Минаева из Проме можно было добратьсяпароходом вверх по Иравади до самого Мандалая. Сегодня всерасспросы о речном маршруте заканчиваются безрезультатно: никтоне слышал от таких рейсах. Но, как бы то ни было, надо двигатьсядальше. Впереди лежит древний город-памятник - всемирноизвестный Паган. Рельсы кончились, начинаются бирманскиепроселки...

1 Минаев И. П. Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886 гг. М. 1955, с. 45.2 Жирмунский А. М. Вокруг Азии. Путевые очерки. Япония, Бирма, Индия, Египет. М. 1914, с. 45.3 Минаев И. П., указ соч., с. 120.4 там же, с. 123.5 там же, с. 121.6 Можейко И. В., Узянов А. Н. История Бирмы. М. 1973, с. 140.7 Козлова М. Г. Английское завоевание Бирмы. М. 1972, с. 70.8 "Русский инвалид", 12.4.1852.9 Козлова М. Г., указ. соч., с 138.10 там же, с. 139.11 там же, с. 155.12 Васильев В. Ф. Очерки истории Бирмы (1885-1947). М. 1962, с. 76.

Автор: архимандрит Августин (Никитин)

Источник: Strannik

На главную страницу сервера

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.