реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Россия / Статьи / Какой рюкзак выбрать?

Сейчас на форуме:
Видео для взрослых в хорошем качестве онлайн // worksale

Видео для взрослых онлайн // worksale

Ключи активации // VeroNika05

Сервис для решения каптч // VeroNika05

Снять отель в Симферополе // VeroNika05

Логопед в Минске // VeroNika05

Гостиницы Симферополя // VeroNika05

Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Абхазия: Замечательный отдых в Новом Афоне // Елена Скворцова

Чехия: Лейцпиг, Бамберг, Регенесбург // Тали

Чехия: Новый год в Праге // Ирина

Германия: Германия и Швейцария с ДСБВ // ольга

Чехия: Объективный негативный отзыв о гиде туристического агенства 4 сезона! // Анастасия

Турция: форс-мажер // Татьяна

Чехия: Эх, Ирина..Ирина! "Пражская сказка" от "4 сезона // Ольга

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Россия

Какой рюкзак выбрать?

Вид туризма Мужчины  Женщины 
пешеходный 80-130 л 65-80 л 
горный  100-110 л 65-80 л 
водный  от 130 л 80-100 л
лыжный  от 130 л 80- 100 л

      Для походов высокой сложности выбор объёма и конструкции рюкзака становится частью выбора тактики всего похода, и этот вопрос должен рассматриваться отдельно и весьма основательно. 
     Рюкзаки для велопоходов (имеются в виду рюкзаки-"штаны", устанавливаемые на багажник) выбираются, исходя из других соображений: 
     Походы выходного дня и велопрогулки (без ночёвок)30-50 л или обычный городской рюкзачок; 
     Походы начальных категорий сложности обычно достаточно до 75 л; 
     Сложные походы до 100 л; 
     Очень сложные походы от 100 л и более; 
     Когда велопутешествие включает в себя ещё и поездку общественным транспортом, крайне желательны съёмные лямки. 
     Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам: 
     1. Станковые. У них есть жёсткая металлическая или пластиковая рама(каркас), к которой крепится подвеска (это то, чем рюкзак присоединяется кчеловеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры) и мешок для груза. Мешокобычно можно снять и закрепить прямо на раме какой-нибудь объёмный груз- классический экспедиционно-забросочный вариант. 
     2. Мягкие. В них подвеска полностью пришита к мешку. Иногдатакой рюкзак называют "анатомическим", хотя обычно при этом имеется в видуобычный рюкзак с грузовым поясом, профилированными лямками и развитымиспинными опорами. Но сейчас что-либо другое и за рюкзак-то не считают. 
     Так что я не очень понимаю, что такое "анатомический" рюкзак, хотя порой вижу в продаже рюкзаки, скажем так, "патологоанатомические". 
     3. Каркасные. Такой вещмешок - это, по сути, мягкий рюкзак, в спинку которого вставляются пластиковые или металлические детали, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Обычно используют вертикальные пластины- "латы", а также П- и Н-образные рамки. Велорюкзачок с упругой пластиной, натягивающей сетчатую спинную опору, тоже относится к каркасным. 
     Однозначно сказать, какие из рюкзаков лучше, нельзя. Для каждого из типов есть свои наиболее подходящие области применения. Например, если вы предполагаете использовать рюкзак в качестве прикроватной тумбочки, то жёсткие конструкции, безусловно, удобнее. С другой стороны, в попытках сэкономить выходной вес многие обращаются к мягким рюкзакам и с ужасом вспоминают растопыренный рогатый "Ермак"(ЭТА ФРАЗА НЕПОНЯТНА). В последние годы "станки" как-то вышли из моды, но это, видимо, связано с тем, что сделать хорошую раму, не ломающуюся в походе, сложно и дорого: аргоновая сварка стала практически недоступной по цене, да и позакрывались те советские НИИ, где аргон водился. 
     Приведу аргументы за и против, применительно к каркасным(моей конструкции) и мягким (вообще) рюкзакам. 
     Мягкий рюкзак. ЗА: а) дешевле, б) легче, в) пустой компактнее складывается. ПРОТИВ: а) требует более тщательной укладки, б) при переноске деформируется, особенно в начале похода, пока вещи ещё не обмялись. 
     Каркасный рюкзак. ЗА: а) проще в укладке, б) нести гораздо удобнее, так как он более плоский, и поэтому центр тяжести заметно ближе к спине, в) практически не деформируется при переноске, г) рамку каркаса при необходимости можно вынуть и получить обычный мягкий рюкзак. ПРОТИВ: 
     а) дороже, б) тяжелее (примерно на 300 г), в) поскольку более плоский, имеет несколько меньший реальный объём, г) в него сложнее уложить коврик. 

А теперь порассуждаем о всяких "прибамбасах". 

     ГРУЗОВОЙ ПОЯС. Абсолютно необходимая деталь современного походного рюкзака. Позволяет коренным образом перераспределить точки (точнее, поверхности) приложения веса рюкзака к организму. Правильно сделанный и точно подобранный пояс: 
     а) позволяет перенести на бёдра до50-60\\\% веса рюкзака, разгружая переднюю часть плеча (ключицу) и позвоночник (помните, радикулит- профессиональная болезнь туриста!);
      б) позволяет опустить точку крепления лямок примерно до уровня середины лопатки, при этом самая широкая часть лямки будет более эффективно распределять груз по задней стороне плеча; 
     в) чётко фиксирует рюкзак на спине, не давая ему раскачиваться, что очень важно, особенно на сложном рельефе. Всё это вместе даёт возможность либо резко увеличить объём рюкзака, увеличив его высоту, либо при том же объёме сделать его более плоским и приблизить центр тяжести к спине. 
     ТОЛЬКО наличие эффективно работающего грузового пояса позволяет получить современный узкий высокий рюкзак! 
     Пояс должен быть достаточно широким (примерно полторы ладони, не меньше!) и толстым(8-12 мм), в меру мягким, в идеале - иметь набивку переменной жёсткости: чем ближе к организму, его пользующему, тем мягче. Силовая стропа должна быть достаточно широкой(40-60 мм) для лучшего распределения нагрузки. Длина крыльев пояса должна быть такой, чтобы в рюкзаке, надетом на вас в футболке и шортах, концы крыльев не доставали друг до друга8-20 см. Необходимо, чтобы неподвижная часть пряжки опиралась на крыло пояса, а не висела прямо на стропе, иначе она будет неприятно давить на живот. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен вместе с поясничной опорой (ЭТО ЧТО ТАКОЕ?) образовывать некоторую коническую поверхность, то есть застёгнутый на уровне талиипояс легко двигается вверх и вниз, но при опускании рюкзака ниже пояс опирается на бёдра и заклинивается, короче, сам находит своё место. На хорошей женской фигуре это происходит идеально, а вот на упитанном мужчине как-то не очень, но работает. 
     АБСОЛЮТНО необходима надёжная пряжка. Вы должны иметь возможность МОЛНИЕНОСНО расстегнуть её одной рукой, причем любой, в любом положении, как на себе, так и на товарище. Это- требования техники безопасности (иной раз быстро избавиться от вещмешка- это значит остаться в живых). На мой взгляд, этим требованиям соответствует пока только так называемая "пряжка-самосброс", в идеале- металлическая. "Пряжка Ковача", применяемая, к примеру, в американском армейском рюкзаке "ALICE", требует применения особо качественного пластика и в продаже у нас не встречается. Не приходилось видеть её и на импортных изделиях, кроме, собственно, "ALICE". "Трезубцы", "фасты", "фастоксы"- самая распространённая вещь, но расстёгивать их сложнее, а применять можно только от проверенных изготовителей. Упругие запирающие элементы этих пряжек довольно быстро ломаются, боятся холода и ультрафиолета, тяжёлых ботинок и аэропортовских грузчиков. Лучшие из тех, что я видел- "Nexus" (Швеция), все остальные их копируют. То, что от производителя "No name" (неизвестного)- происхождения из Азии, Польши или России, не важно, обычно живёт не дальше прилавка. 
     На горнолыжных и сноубордических, роликовых, заплечных велосипедных и подобных лёгких рюкзачках пояс служит лишь в качестве фиксатора (чтобы рюкзак не болтался). Тут обычно вполне достаточно широкой стропы с пряжкой. 
     КАРМАНЫ. Карманов нужно ровно столько, сколько действительно нужно, и не больше. И если в городском рюкзачке желательно разложить ключики, телефончики, зонтики, книги и книжечки, основную боевую косметичку и пудреницу быстрого реагирования и т.д., то в походе избыток карманов неуместен. Они за всё цепляются, особенно если рюкзаки транспортируют отдельно на верёвках (или предполагается продираться сквозь чащобу.- Дополнение ред.) и всегда есть шанс что-то утерять из недозакрытого или надорванного кармана, приложить его обо что-нибудь твёрдое. Разумный минимум: один карман спереди, один вверху на клапане и пара на боках- под длинномерные предметы. 
     КАРМАНЫ ПОДВЕСНЫЕ - это попытка радикально отрегулировать объём рюкзака. А так как рюкзак ВСЕГДА набивается полностью, то просочиться с этакими "слоновьими ушами" в любой транспорт под радостные крики толпы: "Куда прёшь? Сперва люди, потом- туристы!", становится затруднительно. Видимо, поэтому подвесные карманы уже выходят из моды. Проще и эффективнее взять рюкзак немного (на15-20\\\%) больше с хорошими боковыми стяжками. 
     НАРУЖНЫЕ ПОДВЕСКИ для ледоруба, "кошек", верёвки, кружки, ложки, кроссовок, сохнущих носков и т.п. Вещь полезная, а в альпинизме (при ограниченном объёме штурмового рюкзака)- просто незаменимая. Однако не стоит цеплять снаружи всё, что только можно, и уподобляться вертолёту Ка-50 на боевом курсе. Ну а палатку, коврик и спальник лучше убирать внутрь- так надёжнее. (При движении через густой лес или при лазании по скалам, "шкуродёрам" всё, что снаружи, будет цепляться за ветки или камни, что может привести к травмам и иным неприятным последствиям.- Прим. ред.) 
     ГРУДНАЯ СТЯЖКА должна: а) помочь зафиксировать рюкзак на спине; применительно к горнолыжным, велосипедным, роллерским и т.п. рюкзакам она оправданна и даже полезна; б) на больших рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны, и, видимо, необходима при неудачных профилях подвески. Но если такую стяжку отрегулировать на вдохе, то на выдохе она ослабляется и не работает, а при фиксации на выдохе не даёт толком вздохнуть (представьте такую подлость на седле Эльбруса, где каждый вздох не вес золота!). На рюкзаке с хорошо подобранной подвеской излишня. 
     ПЛАВАЮЩАЯ ПОДВЕСКА позволяет подогнать один и тот же рюкзак на людей, значительно отличающихся ростом. Придумана американцами (раньше так и называлась- "американкой") с целью продать одно и то же изделие кому угодно. Однако эта конструкция, да и вся идея в целом, имеет серьёзные недостатки: 
     а) недостаточно жёсткая фиксация рюкзака на спине: его ощутимо водит из стороны в сторону на ходу; б) большая толщина деталей на спине: рюкзак отстоит от спины дальше, чем при обычной конструкции; в) с изменением роста обычно пропорционально меняется и объём грудной клетки, что при подгонке под рост вызывает необходимость изменять и длину лямок, а это практически невозможно (то есть рюкзак с плавающей подвеской, максимально рассчитанный на достаточно рослого и крупного мужчину, можно подогнать под рост и весьма миниатюрной барышни, но при этом окажется, что лямки для неё слишком длинны и широки); г) лично я не верю в надёжность одной системы, в которой30-40 кг груза висит на двух липучках, а отрывающее усилие сосредоточено в двух точках (то есть всё висит на двух ниточках). 
     Разумная альтернатива - изготовление рюкзака НА ЗАКАЗ, с учётом всех личных требований и особенностей организма. 
     НИЖНИЙ ВХОД в рюкзак ("мышиная нора"), обычно арочной конструкции, глядит на нас из всех фирменных каталогов, поражая своей "крутизной". Осталось догадаться, как им пользоваться и для чего он вообще нужен. 
     Вот несколько соображений, по которым "мышиная нора" противопоказана правильному походному рюкзаку: 
     а) принципиальная ненадёжность нагруженной молнии, какой бы мощной она ни казалась; б) представьте себе душераздирающую картину: из тщательно упакованного и хорошо затянутого рюкзака вы что-то достали через эту самую "нору", а затем пытаетесь втолкнуть это "что-то" обратно. Опаньки! 
     Не тут-то было! Я могу предложить только 
один способ: распустить все затяжки, перевернуть рюкзак вверх дном,долго-долго трясти его, а потом ногами запинать в него это бедное "что-то"; 
     в) говорят, в "норе" хорошо возить спальник, дабы извлекать его, не трогая всего остального. Конечно, спальнику самое место на дне, но сама идея недораспаковать рюкзак порочна в корне: последующая попытка догрузить рюкзак приведёт к тому, что рюкзак сначала сам приобретёт весьма затейливую форму, а потом придаст её носителю (то есть туристу). 
     С другой стороны, нижний вход не просто удобен, а очень даже полезен в рюкзаках, предназначенных для деловых поездок, круизных путешествий, отдыха у моря. Короче, не Памир, но Анталья. К примеру, в "нору" сваливаются пляжные тапки, мокрые купальники, грязные носки и прочее. 
     Вот против такого использования "норы" ничего не возразишь. 

КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ РЮКЗАК 

     Выбрав подходящий по внешнему виду рюкзак, неплохо проверить, как он сидит на плечах, и научиться подгонять его подвеску под себя любимого. Запомните простые правила: 1) если рюкзак неудобен уже сейчас, в походе будет ещё хуже; 2) настраивать рюкзак нужно заполненным (вставьте хотя бы коврик) и с порядочным грузом, только так можно оценить его поведение на спине; 3) регулировка подвески производится СНИЗУ ВВЕРХ (!): 
     а) нагружаете рюкзак, подтягиваете лямки, оставив некоторый запас, и надеваете его; 
     б) первым делом устанавливаете на место пояс. Он должен опереться на бёдра так, чтобы выступающие концы тазовых костей оказались примерно посередине крылышек (пояса, а не тех, что в телерекламе). Затягивать пояс надо достаточно плотно, так, чтобы он держал груз, но, по возможности, не мешал ни дышать, ни двигаться; 
     в) затем подтягиваете ленты, идущие от лямок к углам рюкзака, чтобы вес груза распределился между лямками и поясом более или менее равномерно (или хотя бы одинаково неудобно). Место пришива лямки должно при этом оказаться примерно посередине или чуть выше середины лопатки. Если это место рюкзака оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску (если таковая имеется) или подобрать рюкзак, более соответствующий вашему росту; 
     г) в последнюю очередь подтягиваете верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперед и назад. Очень важно не перестараться и не перетянуть оттяжки, иначе будет неудобно: нагрузка на лямки не распределится по всему плечу, в том числе и по его задней части, а придётся только на переднюю часть плеча, на ключицу. Ощущение- как будто вас распяли на собственном рюкзаке, при этом теряется весь смысл использования подвески с грузовым поясом. Если так всё же получилось, не поленитесь снять рюкзак, отпустить оттяжки и заново отрегулировать их. 
     Теперь немного о более цивильных вещах. Существует множество непоходных рюкзаков: для горнолыжников и сноубордистов, роллеров, бегунов и обычных лыжников, для города, школьные ранцы, косметички типа "рюкзачок-с-кулачок", всякие штучки для экстремальщиков, а также рюкзаки для поездок по делам и на отдых- своего рода "чемоданы на плечах"... Требования, предъявляемые к ним, очень разнообразны и противоречивы, единственным общим, как ни забавно, оказываются высокие требования к внешнему виду, порой в ущерб функциональности. Иногда даже хочется спросить, как в старом анекдоте: "Вам что нужно, чтобы с шашечками, или чтобы ехало?" 
     Тем не менее, выбор даже такого рюкзака надо начинать с определения функциональных требований к нему, то есть решить для себя: что там будет лежать, как я всё это буду носить и вообще зачем он мне нужен? Не смейтесь, последний вопрос гораздо более актуален, чем кажется- мы все подвержены веяниям моды, даже на рюкзаки. 

ВОТ, СОБСТВЕННО, И ВСЁ. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! 

 

Автор: --

Источник: Газета "Вольный ветер" - №2 2003

Обсуждение:

Еще никто не высказал своего мнения, Ваш комментарий будет первым.

Имя*
E-Mail
Уведомлять о новых комментариях
Не показывать E-mail другим пользователям
Ваш комментарий*
 

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Russia/articles/Russia_2961.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция