реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Россия / Статьи / ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВОГОРОД

Сейчас на форуме:
Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Абхазия: Замечательный отдых в Новом Афоне // Елена Скворцова

Чехия: Лейцпиг, Бамберг, Регенесбург // Тали

Чехия: Новый год в Праге // Ирина

Германия: Германия и Швейцария с ДСБВ // ольга

Чехия: Объективный негативный отзыв о гиде туристического агенства 4 сезона! // Анастасия

Турция: форс-мажер // Татьяна

Чехия: Эх, Ирина..Ирина! "Пражская сказка" от "4 сезона // Ольга

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Россия

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВОГОРОД

В городе этом, объявившем себя когда-то Господином Великим Новгородом, ябываю часто, может быть потому, что лежит он на хорошо наезженной трассеМосква-Петербург. Главное очарование Новгорода в неторопливом ритме егоповседневной жизни среди множества памятников еще не до конца изжитогопрошлого. Бродя по тихим зеленым улицам вспоминаешь, что давным-давно,когда не было еще ни Москвы ни Петербурга, город этот стал местом гдеродилась и утвердилась наша русская государственность. Когда-то наши предкиславяне, по совету новгородского старейшины Гостомысла, решили отправитьсвоих послов к варягам. Устав от бесконечных раздоров новгородцы обратилиськ ним со словами: "...Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет:приходите княжить и владейте нами". Три варяжских князя, братья Рюрик,Синеус и Трувор, пришли на славянскую землю. Рюрику достался Новгород,Синеусу - Белозерск, а Трувору - Изборск. С 862 года - года призваниякнязей - и начинается письменная история Русского государства. В каждыйсвой приезд я прихожу в новгородский Кремль, к храму Святой Софии, как вотуже девять веков приходят в этот храм люди. "Где София, там и Новгород", -говорили в старину новгородцы. Время удивительным образом сохранилопервоначальный облик этого древнего собора, построенного князем Владимиром,сыном Ярослава Мудрого, княжившим в Новгороде в XI веке. Князь ВладимирЯрославич пожелал сравниться в строительстве со своим отцом, повелителемКиевской державы, и София новгородская построена под явным влияниемзнаменитого киевского храма. Но Софийский собор в Киеве, огромный иторжественный, как бы противопоставляет себя пышной южной природе; Софияновгородская, белая, с золотым шлемом купола, сливается с неяркой природойсевера и одинаково прекрасна и в багрянце русской осени, и средизаснеженной зимней глади.Облик старого собора лаконичен и величав, пятьмогучих куполов венчают Софию, они словно грозные воины-богатыри, гордоподнявшие свои головы, возвышаются над городом Входя вовнутрь собораощущаешь его грандиозность. Главное украшение храма - пятиярусный иконостасс иконами XIV-XVI веков, один из древнейших на Руси. Посреди главного рядаикон, самых больших по размеру, так называемый "Деисус": Христос на троне,а по бокам Богоматерь и Иоанн Предтеча - это главное ядро каждогоправославного иконостаса. Ниже - ряд икон местных, связанных с храмом. Вышеглавного яруса иконы, посвященные христианским праздникам, еще выше - иконыс пророками и, наконец, с праотцами. Всего в иконостасе около семидесятиикон новгородской школы - одной из самых лучших на Руси. Это настоящийпраздник для глаз, музыка линий и красок, истинное совершенное искусство.Узападного входа знаменитые Магдебургские ворота двенадцатого века. Этовоенный трофей, добытый новгородцами при взятии древней шведской столицыСигтуны в 1187 году.Софийский собор - свидетель многих историческихсобытий. В соборе принимали послов и иноземных гостей, в нем хорониликнязей, владык (архиепископов), знаменитых посадников. Основатель соборакнязь Владимир тоже покоится здесь вместе со своей матерью, княгиней Анной,дочерью шведского короля Олава. Когда-то эта княгиня, носившая языческоеимя Ингигарда, была невестой короля Норвегии, но судьбой ей было сужденостать женой киевского князя Ярослава Мудрого и прародительницей всехрусских князей.В лето 6748 от сотворения мира (1240 год) у храма СвятойСофии собралось русское войско. На ярком солнце блестят шлемы и кольчугикняжеской дружины. Во главе ее новгородский князь Александр, совсем ещеюноша, ему всего двадцать лет. Но рука князя уже тверда, весь Новгороддержит он в своем кулаке. "Братья мои, - обращается он к своей дружине, -шведский ярл Биргер хочет лишить нас земли нашей, в устье Невы стоит еговойско. Постоим же с вами, братья, за землю Русскую, за веру православную".От стен Софии уходили дружины Александра защищать вольный Новгород, а ужечерез месяц вернулись они сюда с победой и князь Александр получил за своиподвиги прозвище Невского. Я вспоминаю эту летописную историю, стоя уСвятой Софии и глядя на ее главного героя. Вот он, передо мной, в окружениидругих славных людей нашего государства. Все они в бронзе запечатлены впрекрасном памятнике "Тысячелетие России", поставленном в Новгородскомкремле в 1862 году, через тысячу лет после призвания в Новгородлегендарного Рюрика.

Основа памятника - огромный шар-держава - символ царской власти. Державаувенчана крестом и фигурой ангела, перед которым преклонила колени женщина,олицетворяющая Россию. Чуть ниже вокруг шара - фигуры Рюрика, СвятогоВладимира, царя Михаила Федоровича и Петра I - как воплощениягосударственной власти в самые ответственные моменты истории страны. Внижней части памятника изображения тех, кто прославил Россию на ниведуховного просвещения и государственного строительства, на поле брани и напоприще литературы и искусства. Здесь Ярослав Мудрый, Александр Невский,сподвижники Петра Великого и Екатерины II, Пушкин, Лермонтов, историкКарамзин и многие другие.Но напрасно ищу я среди этих фигур покорителяКазанского царства и царства Астраханского, первого русского царя ИванаГрозного. Как случилось, что этот царь, которого мы привыкли считать однимиз великих, не был удостоен чести представлять наше тысячелетнеегосударство?Откроем Карамзина и вспомним год 1569. Царь Иоанн вместе ссыном и дружиной опричников выступает из Александровской слободы вНовгород. Восьмого января царское войско входит в город. На мосту черезВолхов Грозного встречает архиепископ Пимен с чудотворными иконами. Неприняв благословения, царь Иоанн говорит ему: "Нечестивец! В руке твоей некрест, но орудие убийства. Знаю умысел твой и всех твоих гнусныхновгородцев". И стал Иоанн вершить свой грозный суд. "Ежедневнопредставляли ему от пятисот до тысячи новгородцев; их били, пытали, апотом, привязав ногами к саням, везли на берег Волхова и бросали с мостацелыми семействами - жен с мужьями, матерей с грудными детьми". Царскаядружина копьями и секирами добивала тех, кто смог выплыть. Убийства этипродолжались пять недель и закончились страшными грабежами. Иоанн с войскомобъехал все дома и монастыри, забирая все что можно взять: деньги, хлеб,лошадей, не пощадил Грозный даже Святую Софию. С несметной добычей удалилсяцарь из Новгорода, а "кровавый Волхов, запруженный телами истерзанныхлюдей, долг о не мог принести их в Ладожское озеро". Вот почему гордыеновгородцы не захотели, чтобы даже через триста лет фигура Ивана Грозногопоявилась на памятнике "Тысячелетие России" в древнем Новгородскомкремле.Столь мрачные воспоминания, однако, не лишают меня аппетита. Времяобеда дает о себе знать. К счастью, идти далеко не приходится, здесь вкремле, в одной из башен - прекрасный ресторан "Детинец" (так в древностиназывалось городское укрепление). Интерьеры ресторана вполне соответствуютего названию - наверх ведет очень крутая лестница, как-никак, это настоящаябоевая башня, а не бутафория в стиле "a la russ". Для меня так и осталосьзагадкой, как подвыпившие гости спускаются по этой лестнице вниз. Вовремена всеобщего дефицита сюда любили приезжать питерские гурманы. Сейчасв Петербурге хватает своих изысков, но кухня ресторана осталась по-прежнемупревосходной, а цены весьма разумными.После хорошего обеда нашесредневековье кажется не таким уж и мрачным и можно продолжить свои проглки по кремлю. По узкой лестнице, придерживаясь рукой за сырую каменнуюстену, поднимаюсь я на кремлевскую звонницу. Отсюда хорошо виден весьНовгород, окруженный бесконечной далью синих лесов и лугов. МноговодныйВолхов делит город на две части. Одна сторона зовется Софийской, а другая,по ту сторону реки, - Торговой. Новгород, стоявший на знаменитом пути "изваряг в греки", был городом купцов, и они в превеликом множестве жили наТорговой стороне. Софийскую и Торговую стороны соединяет пешеходный мост -любимое место кулачных боев между жителями противоположных берегов, с негоновгородцы не раз сбрасывали в Волхов своих посадников и городских старост.В отсутствие внешних врагов вольные новгородцы были большие любителипересчитать друг другу ребра и намять бока. Но это так, к слову. Приезжиетуристы могут не беспокоиться по этому поводу, буйный нрав новгородцев, ксчастью, отошел в прошлое. Его сменил спокойный характер человека, которомупозволено никуда не спешить.За мостом через р еку - Ярославово дворище, гдекогда-то стоял дворец новгородских князей. В этом дворце жили АлександрНевский и покоритель Новгорода Иван III, в нем вершил свой неправедный судИван Грозный. Но от княжеской резиденции остался лишь Никольский собор,заложенный князем Мстиславом в 1113 году после удачного похода на чудь.Легенда говорит о том, что поводом для строительства было исцеление тяжелозаболевшего князя от иконы Святого Николая, обретенной у Новгорода наберегу Ильмень-озера. Здесь, у Никольского собора, собиралось шумноеновгородское вече.

"Покой и мрак среди домов Вдруг с Ярославова дворища Звон вечевыхколоколов..." - вспоминаю я Рылеева на том самом месте, куда удары вечевогоколокола собирали новгородских горожан. Кого тут только не было - бояре ввысоких меховых шапках и купцы в атласных кафтанах, свободные землепашцы,ремесленники, городские старосты. Все эти мужи новгородские с поклономснимали головные уборы перед тем, как выйти на вечевой помост, чтобы хотябы с кратким словом обратиться к Господину Великому Новгороду. Один толькокнязь не снимал во время речи свою соболью шапку, ну так эта шапка емувместо венца - такую князь и в церкви не снимает.Решали новгородцы на вечедела житейские и государственные - изгоняли князей и снова зазывали,выбирали посадников и писали "мертвые грамоты" - и тогда не было такойсилы, которая спасла бы приговоренного к смерти. Вече почиталось верховнымгосударственным органом, а вечевой колокол звучал как признание свободноговолеизъявления. И хотя новгородские горожане приглашали к себе дляуправления князей, власть их была настолько ограниченна и неустойчи ва, чтоновгородский строй можно считать в своем роде республиканским.

Может быть, и Афины, и Спарта - эти древние республики-города - могли быпоспорить с Новгородом, но в каком городе-государстве был еще такой гордыйбоевой клич: "Кто против Бога и Великого Новгорода!".

Сейчас на Вечевой площади многочисленные лоточники продают книги, открытки,золотистую Хохлому, лаковый Палех, расписные матрешки и прочие сувениры,которые охотно покупают заезжие иностранцы. Если вы в первый раз вНовгороде, купите здесь городскую карту, без которой вам трудно будетразобраться в бесчисленном количестве храмов на Торговой стороне.Рядом сНикольским собором множество древних церквей - Пятницкая церковь и церковьУспения на Торгу, церковь Жен-Мироносиц и церковь Прокопия, храм ИоаннаПредтечи и церковь Георгия - все они образуют прекрасный, целостныйансамбль. Здесь же на Торговой стороне в XIV веке был построен храм СпасаПреображения, один из самых стройных и гармоничных по своим пропорциямхрамов древнего Новгорода. Он знаменит прежде всего своими фресками,написанными в XIV веке Феофаном Греком, гениальным художником, выходцем извизантийского Константинополя. О творчестве Феофана Грека можно судить лишьпо очень немногим сохранившимся работам, но и этого достаточн о, чтобыпричислить его к лучшим живописцам древней Руси. Со стен Спасского храмасмотрят на меня грозный Пантократор, шестикрылый Серафим, МакарийЕгипетский, праотцы Ной, Иов, другие подвижники и святые, узнанные мной ине узнанные. Мир грозный, тревожный, мир кипящий, где все в движении инеудержимом порыве страстей, открывается взору в феофановой росписи. Еще иеще раз всматриваюсь в темный лик Макария Египетского. Истинно трагическаянеуемность в его чертах, в жестах его рук, а в глазах - затаенная скорбь,мольба и надежда.Мимо храма Спаса Преображения шла когда-то стараямосковская дорога. Зимой 1478 года, после Шелонской битвы, по этой дорогевеликий князь Иван III увозил в Москву вечевой колокол, как символ своейпобеды над вольным Новгородом. Пока везли по городу колокол, горожанестояли рядами, крестились и плакали, а некоторые, не обращая внимания наудары плетей, сняв шапки, целовали холодный металл. Время вечевойреспублики закончилось навсегда, начался новый период в исто рии Новгорода- в составе Московского государства. С Торговой стороны мой путь лежит заземляной городской вал, к Юрьеву монастырю, самому известному из всехновгородских монастырей. Тонкая асфальтовая лента вьется по красивым лугаммимо древних, еще домонгольских церквей, мимо замечательного музеядеревянного зодчества Витославлицы. И вот впереди стены древнего Юрьевамонастыря. Обитель эту основал в 1030 году князь Ярослав Мудрый. Монастырь,бывший к тому же резиденцией новгородских князей, вероятно, самый древний внашей стране, когда-то только Киево-Печерская лавра могла оспаривать у негопервенство. В 1113 году князь Мстислав заложил в Юрьевом монастыребелокаменный Георгиевский собор; он вырастает как былинный богатырь, когдачерез Святые ворота входишь в монастырь. В нем есть все - и монолитность, иэпическая мощь, и покоряющая простота. Древний собор стоит в окружениисвоих более молодых собратьев: Всесвятская церковь, колокольня, в которойузнаешь гений великого Росси, Преображен ский собор - все это былопостроено в начале XIX века, когда архимандритом новгородским был Фотий, ащедрой меценаткой - графиня Анна Орлова - единственная дочь и наследницаграфа Алексея Орлова-Чесменского.

К архимандриту Фотию историки и современники относятся по-разному - однисчитают его святым подвижником, другие - фанатиком и душевнобольнымчеловеком. Общеизвестно, что он обладал большим влиянием на императораАлександра I, а среди его горячих поклонниц была графиня Орлова. Это далоповод Пушкину написать на графиню едкую эпиграмму: "Благочестивая женаДушою богу предана,А грешной плотиюАрхимандриту Фотию".

Простим нашему любимому поэту злословие; в его двусмысленных намеках правдалишь то, что графиня Анна, оставив столичный Петербург, поселилась вблизиЮрьева монастыря, которому впоследствии и досталось огромное наследствонабожной графини.Сейчас в Юрьевом монастыре вновь затеплилась монастырскаяжизнь. Местная братия старается вернуть в эти места былую красоту иблагочестие.

Я выхожу из ворот монастыря на берег Волхова; у песчаного берега в теплойводе плещутся местные ребятишки, в жаркий солнечный день велико искушениепоследовать их примеру. Справа на холме - сосновая роща - Перынь. Какгласит предание, здесь в дохристианские времена находилось языческоесвятилище Перуна - Бога грома и молнии древних славян. С приходомхристианства капище было разорено, первый епископ Новгорода Иоакий сбросилдеревянного идола в Волхов. На месте языческого Перуна стоит сейчас церковьРождества Богородицы тринадцатого века - это последняя домонгольскаяцерковь Новгорода. Справа и слева от нее - монастырские скиты, где когда-тов уединении жили отшельники Юрьева монастыря.С Перыни в ясную погоду хорошовидны разбросанные по лугам церкви на противоположном берегу реки. Вдали,за Волховом, храм тринадцатого века бывшего Николо-Липенского монастыря.Липно, то есть топкое место, оправдывает свое название. На машине тудаможно добраться только летом в сухую погоду, а обычно к Никольской церквинадо отправляться на лодке.На противоположном берегу Волхова - и прекраснаяцерковь Спаса на Нередице двенадцатого века, и знаменитое Волотово илиБогатырское поле, где в древности погребали новгородских витязей. Курганнад могилой легендарного славянского старейшины Гостомысла по преданиюнасыпали пригоршнями благодарные горожане. В церкви Успения на Волотовомполе сохранились фрагменты фресковой росписи четырнадцатого века.

Все это - неяркая природа и древние храмы - немые свидетели навсегдаушедших времен. "Чудно и страшно было сознавать, что по этим местам плавалиладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывалановгородская рать на роковую Шелонскую битву...", - писал об этих местахНиколай Рерих.

Солнце закатилось, пока я любовалась окрестной далью, растворяются втемнеющем небе силуэты новгородских церквей; пора ехать в Петербург, ноторопиться не хочется - в крае белых ночей летом всегда светло.

Автор: Наталья Якубова

Источник: Отдых

Обсуждение:

Еще никто не высказал своего мнения, Ваш комментарий будет первым.

Имя*
E-Mail
Уведомлять о новых комментариях
Не показывать E-mail другим пользователям
Ваш комментарий*
 

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Russia/articles/Russia_772.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция