реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Россия - Северо-Запад / Статьи / По дорогам архангельской глуши

Сейчас на форуме:
найти вторую половинку // olana

Пинцеты // olana

Свадебное путешествие // Polinochka

Флеш тату // olana

гид в Амстердаме // webico

отношения // olana

найти любов // olana

Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Чехия: Трудно испортить отдых в Праге, но можно... // Дмитрий

Чехия: саксонская швейцария // Ольга

Чехия: Bohemia tour // Lidia

Чехия: Экскурсии из Марианки // Елена

Швейцария: Как нас обманывали и зомбирование в поездке // Николай

Чехия: Подебрады отстойник Чехии // Раиса Михайловна

Чехия: Прекрасная Яна // Ростислав

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Россия - Северо-Запад

По дорогам архангельской глуши

   Северо-Запад России (Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Карелия)- удивительный край, в котором соседствуют места "цивилизованные" и те, где, кажется, никогда не ступала нога человека. Здесь есть все: большие города и вымирающие поселки, асфальтовые дороги и непроходимые зимники, оживленные железнодорожные магистрали и не обозначенные нигде ведомственные ветки с интенсивностью движения несколько поездов в месяц, посещаемые туристами Кижи и Соловки и недоступные никому из простых смертных погранзоны, гигантские военные полигоны и лагерные управления, сотни закрытых городов и городков, космодром и кладбища ракетных ступеней... Есть здесь множество заброшенных сел и деревень, в которых запросто может поселиться любой желающий, старинные церкви и монастыри, тысячи рек и озер удивительной красоты... 
    Север влечет к себе туристов, но все же в большинстве его районов встретить путешественников трудно. Причины очевидны: закрытые и режимные зоны, отсутствие устойчивого транспортного сообщения, недостаток информации о регионе... С 1996 года я собираю сведения об этих местах, отправил в различные отдаленные поселки более 200 писем, добыл массу краеведческой литературы и справочников, разными способами собрал информацию по 120 ведомственным железным дорогам, совершил методами автостопа 4 большие поездки на Европейский Север (в том числе участвовал в организованных А.Кротовым "гонках мудрости" от Москвы до Салехарда). Путешествие по маршруту Москва- Вельск - Архангельск - Северодвинск - Няндома- Коноша - Вологда - Москва, совершенное в августе 1997 года,- одно из них. 
    Стартовал, по своему обыкновению, от Московской кольцевой автодороги. Ранним утром в Москве было еще темно, однако это не помешало скоростному автостопу. Быстро осталась позади освещенная бесконечной цепочкой оранжевых огней пустынная МКАД, а затем тоже пустынный, но уже неосвещенный пригородный участок Ярославского шоссе ("великой северной магистрали" М-8). Сменив несколько машин, я достиг поста ГАИ у Переславля-Залесского, где "взял" порожний архангельский тягач, на котором проехал несколько сот километров до Ростиловского поста ГАИ (перед Грязовцом). Оттуда- "легковушкой" до Вологды. Город проехал на нескольких троллейбусах. Потом, правда, узнал, что можно использовать один троллейбусный маршрут №4, который проходит через весь город с юга (от ост. "Больничный комплекс") на север (до ост. "Бригантина"). 
    При выезде из Вологды столкнулся с неприятным для автостопщика явлением- "таксизмом": три водителя подряд предложили оплатить проезд (обычно такое бывает только в черте крупнейших городов). Но я не огорчился, зная, что это не более чем досадное совпадение, и вскоре поехал дальше: ПАЗик до Сокола, "Жигули" до Чекшино, бензовоз до Сямжи. Здесь, в 576 км от Москвы, оказываюсь к вечеру, уже в сумерках, и интервал между проезжающими машинами увеличивается до10-15 минут. Подготовился было к долгому ожиданию, но неожиданно повезло: на автозаправку подъехал автобус, полный каких-то странных людей. Я попросился в попутчики, и водитель согласился взять меня, предупредив, что в автобусе не следует доставать вещи из рюкзака и не вступать, по возможности, в контакт с пассажирами. 
    Все сидячие места маленького ПАЗика были заняты, а проход заставлен металлическими заплечными ящиками-котомками. Мне с трудом удалось разгрести свободное место. Мужики, сидевшие в автобусе, пили водку и уже мало что соображали. По их разговорам я догадался, что рейс организовало какое-то вологодское предприятие, отправившее своих работников на сбор грибов и ягод в архангельские леса, а получку за эту работу выдали вперед, что весьма бурно и отмечали пассажиры (кстати, в таком "веселом" автобусе я ехал уже не первый раз; на Севере в летний сезон это случается нередко). 
    В полной темноте автобус мчался по пустой и местами весьма разбитой дороге. На границе Вологодской и Архангельской областей асфальт сменился плохо уложенным бетоном- это самый нелюбимый водителями участок всей 1220-километровой трассы. Несколько раз перед автобусом пробегали зайцы, появляясь едва ли не с той же частотой, что и встречные машины. Наконец, почти в час ночи, прибыли в Вельск. Здесь ПАЗик остановился на ночевку у въездного поста ГАИ. Я решил не испытывать судьбу на почти безмашинной ночной трассе и тоже решил тут ночевать. Сон в теплом пуховом спальнике был великолепен... 
    Вельск был основан еще в 1137 г., сейчас в нем живут 26 тыс. человек. Город вытянулся вдоль реки Ваги на 6 км. Старинных зданий здесь сохранилось мало, в основном неказистые двухэтажные дома-бараки, типичные для всех северных регионов. Рейсы городских автобусов почему-то отменили, вроде бы временно. Поскольку трасса проходит через весь город и схема проезда запутана, я с трудом выбрался из этого старинного городка. 
    От Вельска на нескольких местных машинах добрался до села Ровдино. Там "застопил" легковой "Фольксваген" из Волынской области ("взять" дальнюю легковушку- редкость, высшая удача для автостопщика!). В машине были трое молодых парней. Один из них когда-то увлекался туризмом и даже что-то слышал об автостопе, потому меня и подобрали. Помог в этом и яркий оранжевый комбинезон- еще раз убеждаюсь в его незаменимости. Ехали на огромной скорости (до 160 км/ч), 450 км промелькнули очень быстро... И вот я на объездной дороге Архангельска- столицы Беломорья, крупнейшего города севера европейской части России. 
    Основан Архангельск в 1584 г. Сейчас это город с населением 420 тыс. человек, протянувшийся с юга на север вдоль Северной Двины и ее многочисленных притоков-рукавов более чем на 40 км. Застроен он в основном небольшими деревянными домами, хотя центр за последние десятилетия приобрел современный вид (есть даже многоэтажные здания, в том числе и высотка лесотехнического института), но пока осталось много старых и ветхих домов. Через Северную Двину, огромную реку шириной в 2 км, перекинуты два моста (едва ли не самые большие в России), которые ночью разводятся. 
    Архангельский морской порт состоит из нескольких не соединенных между собой частей- "грузовых районов". Все они охраняются. У причалов стоит множество теплоходов, но идут они в страны Запада, а в направлении Севморпути движение крайне редкое (приблизительно раз в месяц). Зимой навигация поддерживается с помощью ледоколов, но судов в это время ходит еще меньше. Единственная морская пассажирская линия- на Мурманск, туда 13 раз в году со 2 июня по 30 сентября плавает теплоход "Клавдия Еланская" (самый дешевый билет стоит 165 руб.). По Северной Двине еще сохранилось движение теплохода на Котлас, с мая по сентябрь судно отправляется ежедневно около 7 утра. 
    Из Архангельска отходят всего три автодороги: на Вельск- Москву, Северодвинск - Онегу, Пинегу - Карпогоры. Междугородние автобусы ходят только по московской трассе М-8 (самый дальний- до Вельска) и на Пинегу, но есть много пригородных. До Онеги можно добраться лишь на редких попутных машинах. В северном направлении летом уедешь максимум на 100 км, до поселка Поморье, куда ведет очень плохая грунтовка с редким движением машин повышенной проходимости ("Уралы" ходят до поселка, который возник в конце 80-х на вновь открытом Беломорском месторождении алмазов, но добыча их так до сих пор и не начата). В г. Мезень, в 200 км к северу, ведет лишь зимняя дорога, отходящая от поморской трассы в поселке Чудвозеро. Через Несь- Верхнюю Пешу - Коткино она доходит до Нарьян-Мара. Летом добраться по суше до этих городов пока еще невозможно. Побережье Белого моря в районе Мезени и прибрежный о. Моржовец являются погранзоной (сам город в нее не входит). Пропуска туда оформляются в представительстве погранслужбы (Архангельск, ул. Русанова, 11/3). 
    Затем я переехал в Северодвинск, добравшись туда за 40 минут по оживленной автотрассе. Этот город, второй по величине в области, существует с 1936 года. Строился он как главный центр производства подводных лодок и еще недавно был закрытым, но это, к счастью, осталось в прошлом, хотя побережье Белого моря к западу от города до пос. Сюзьма пока еще является режимной зоной. В советское время Северодвинск был богатейшим городом, сохранились и следы этого былого богатства: множество огромных дорогостоящих зданий, роскошно отделанный ж.-д. вокзал (пребывающий сейчас в запустении- почти все поезда отменены), несколько мостов через неоживленную ж.-д. ветку. Но сейчас из-за развала оборонной отрасли здесь все поменялось: единственное крупное предприятие- завод подводных лодок - почти не работает, зарплату на нем задерживают месяцами, многие жители покидают город. 
    Северодвинск, в отличие от Архангельска, находится непосредственно на Белом море. Есть здесь и морская пристань, от которой 10 раз в год с мая по октябрь на Соловки и в Мезень ходит теплоход "Алушта", других устойчивых морских сообщений нет. По железной дороге курсируют только пригородные поезда- по 2 раза в день на Архангельск и в режимный поселок Ненокса (пропуска проверяют на ст. Уйма). Работает и другая железная дорога- ведомственная лесовозная узкоколейка, уходящая на 70 км в южном направлении. Леспромхоз, которому она принадлежит, сейчас обанкротился, но на узкоколейке пока еще существуют два "лесных поселка"- Белое Озеро и Палозеро, поэтому по ней ходит пассажирский поезд (отправление на Белое Озеро в 17.10 (пн., ср., птн.), 16.10 (сб.), 10.30 и 18.30 (вс.), обратно из Белого Озера в 8.00 (пн., ср., птн., сб.), 8.00, 16.30 (вс.). Кроме того, многие жители поселков имеют "пионерки"- самодельные мотодрезины, собранные из неведомо где добытых металлических конструкций, с двигателем от мотоцикла или бензопилы. Этот "частный железнодорожный транспорт" ходит без всяких расписаний и указаний, в день бывает от 3 до 7 дрезин. Южнее Белого Озера никакого рейсового сообщения нет, проехать там можно только на "пионерках"- они появляются 1-2 раза в день. 
    По этой узкоколейке мне удалось добраться только до Белого Озера. Ехал на пассажирском поезде, который состоял из двух обычных зеленых вагончиков и двух "доисторических"- деревянных, без крыши и торцевых стен, с несколькими длинными скамейками. Плата за проезд (6 руб.) предусмотрена как в нормальных, так и в "бич-вагонах", но с тетушкой-билетером легко договориться. Дорога проходит по удивительно красивым местам: среди озер, холмов и сосновых лесов- за все полтора часа пути трудно оторваться от окна. Расположенный над озером на холме поселок Белое Озеро не менее красив, однако находится, увы, в полном запустении из-за прекращения лесозаготовок. Здесь буквально на каждом шагу встречается брошенная техника, много опустевших домов. Агрессивно настроенной молодежи тут нет, однако надо остерегаться встречи с главой здешней администрации. Увидев меня, он в нецензурной форме стал доказывать, что это погранзона и мне ее следует немедленно покинуть. Когда я попытался объяснить госчиновнику, что погранзоной эта территория уже не является и запрещать мне находиться здесь никто не имеет права, он пригрозил милицией, задержанием и величайшими неприятностями, после чего удалился. В дальних регионах такие действия представителей местных властей, к сожалению, не редкость. 
    Возвращался я домой уже не по трассе, а по железной дороге (это именуется автостопом 2-го рода). Ездить легче всего в локомотивах грузовых поездов. Идущие6-10 раз в сутки в южном направлении составы формируются на станции Исакогорка, которая находится в пригороде Архангельска, в 18 км от центра города (проезд автобусом №3). Из Северодвинска сюда можно доехать "стопом" примерно за час по архангельской трассе, затем по объездной дороге. Когда я прибыл в Исакогорку, оказалось, что до отправления товарняка пойдет пассажирский поезд Архангельск- Няндома. Не слишком рассчитывая на успех, я все же попросил начальницу поезда разрешить мне проехать бесплатно (дескать, путешественник, и денег мало), и меня пустили до конечной станции. 
    Железная дорога Архангельск - Вологда- Ярославль, построенная в 1898 г., до 1916 г. была узкоколейной, сейчас она двухпутная (кроме участка Архангельск- Обозерская), ведется ее электрификация. Вдоль "железки" в Архангельской области расположено 26 поселков, жители которых занимаются заготовкой леса. Раньше от трех поселков отходили лесовозные узкоколейки, но сейчас ни одна из них не действует- лес вывозят только автомобилями по грунтовкам на30-50 км к ж.д. От станции Пукса (228 км от Архангельска) отходят 2 лесовозные ж.д. широкой колеи: на запад- 130 км до пос. Янгоры, и на восток - 115 км до пос. Дальний (движение по последней в начале 1997 г. прекращено). Янгорская ветка принадлежит Учреждению ОУ-250, более известному как "Онежское лагерное управление", и считается режимной, но туристу при наличии паспорта (и длинного языка) проехать по ней разрешат. Пассажирский поезд на Янгоры ходит ежедневно в 20.20 со станции Икса в пос. Североонежск, от Пуксы до Иксы (25 км)- движение только грузовое. 
    Ранним утром я оказался в Няндоме. Там удалось бесплатно впроситься на пригородный поезд до следующей крупной станции Коноши. Далее я доехал "стопом" в пос. Ерцево, с большим трудом преодолев 30-километровую местную трассу (еще недавно она была полностью грунтовой, сейчас наполовину заасфальтирована, но машин очень мало). Ерцево- лагерное поселение, находящееся в стадии вымирания. Здесь расположены две крупные зоны, одна из которых недавно закрыта. В западном направлении из поселка уходит нигде не обозначенная ж.-д. ветка с колониями и поселениями. Раньше она доходила до пос. Южный Вологодской обл., сейчас действует только до ст. Совзы (90 км). Туда ходит пасс. поезд (20.15- 0.00 по ср., чт., пт., 8.00 - 12.00 по вс., обратно 8.00 - 12.00 по чт., сб., 17.00- 21.00 по вс.). Только с редкой оказией можно уехать в пос. Ковжа и Ширбово- их предполагается закрыть. Режимной зоной ветка не является, документы никто не проверяет. 
    От Ерцово до Вологды доехал на товарняке, словно специально для меня остановившемся, далее- таким же способом - до Данилова и Ярославля, а там уже вышел на трассу и вскоре прибыл в столицу. Позади остались шесть дней пути и 2510 км. 

 

Автор: --

Источник: Газета "Вольный ветер" - №8 08 2000

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Russia_North-West/articles/Russia_North-West_3495.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция