реклама турфирм
TOP 7: Египет / ОАЭ / Таиланд / Турция / Индия(ГОА) / Чехия / Доминикана
Главная страница / Россия - Северо-Запад / Статьи / Проехать абсолютно невозможно?

Сейчас на форуме:
1xbet зеркало // Xina_Gol

Деликатная проблемка // Zizy

Причины заказать металлообработку в «ЗлатБронза... // dimafikas

Условия по расчетным счетам явля // dimafikas

Причины заказать металлообработку в «ЗлатБронза... // dimafikas

Условия по расч. счетам становятся максимально ... // dimafikas

Причины заказать металлообработку в «ЗлатБронза... // dimafikas

Новые отзывы туристов:
Разместить здесь свой отзыв >>

Абхазия: Замечательный отдых в Новом Афоне // Елена Скворцова

Чехия: Лейцпиг, Бамберг, Регенесбург // Тали

Чехия: Новый год в Праге // Ирина

Германия: Германия и Швейцария с ДСБВ // ольга

Чехия: Объективный негативный отзыв о гиде туристического агенства 4 сезона! // Анастасия

Турция: форс-мажер // Татьяна

Чехия: Эх, Ирина..Ирина! "Пражская сказка" от "4 сезона // Ольга

Далее >>

Испания, туры, отдых

Германия, Австрия, Швейцария

Египет, ОАЭ, Тунис - туры, отдых, отели, самостоятельные путешествия

Турция - путешествия, история, культура, традиции

 Версия для печати

Россия - Северо-Запад

Проехать абсолютно невозможно?

   Человека, путешествующего на велосипеде,туристы других "конфессий" частосчитают "халявщиком". Наш поход попустыням Египта и Туркмении вызывал толькоулыбку на лицах друзей-водников: "Хорошовам по тёплым странам на "великах"кататься". Чаша терпения переполнилась, ибыло решено совершить сложное путешествиена самом севере нашей страны.
    Мы выбрали Кольский полуостров,представляющий собой отличное место длявелосипедных походов высокой сложности.Сбор материалов был недолог. Я опрашиваллюдей, хорошо знающих местность, овозможности проехать по той или иной дорогеи выбирал только те из них, по которым "проехатьна велосипеде абсолютно невозможно".После этого мы добавили участок полногобездорожья - траверс Ловозёрских тундр, инитка маршрута была готова.
    К походу начали тренироваться с весны.Лесовозные дороги севера Ленинградскойобласти стали нашим полигоном. Условия былимаксимально приближены к "боевым" - грязь, комары, броды... Жизнь, однако, внесласвои коррективы. По разным причинам вавгусте 1998 года три (!) члена команды несмогли выйти на маршрут. Стартовали вКандалакше всего четверо. Илья Гуревич (рук.)и Владимир Воронков (механик) уже прошливместе многие тысячи километров попустыням и болотам, по горам и бездорожью.Виктор Шульц (завхоз) - относительно новыйчеловек в команде, и благодаряальпинистскому прошлому "отвечал" загорную часть маршрута.
    Старт оказался не очень удачным: у СашиЖашкова украли практически все личные вещи.Поэтому ночевать далее ему пришлось вовложенных один в один велочехлах ипостоянно ходить в той одежде, что была нанём в момент кражи. Позже, правда, щедраяобочина дороги на Умбу подарила емуброшенную кем-то старую зимнюю куртку, аперевал Эльморайок - пару совершенно новыхкед! Но всё равно в горах Саше приходилосьнесладко, что и заставило его вернутьсядомой с середины маршрута.
    Первый сложный участок нашего путиначинался у посёлка Умба, где от шоссеотходит на север грунтовая дорога, ведущаяв посёлок Октябрьский. Когда-то вдоль всейтрассы жили люди. Источником ихсуществования являлась рубка лесов. Когдарубить стало нечего, жителей переселили напобережье и дорога начала разрушаться. Гатидавно никем не ремонтировались, а несколькоколышащихся на ветру мостов явно непротянут больше двух-трёх лет. В несколькихместах дорога на сотни метров покрытаглубокими лужами, в других - изобилуетпесчаными горками и участками, усыпаннымикрупными камнями. Одним словом, здесь естьхорошая возможность проявить мастерствофигурного вождения велосипеда. Последнемуна таких дорогах сильно достаётся: вдвижущиеся части постоянно попадает вода смелким песком. Эта смесь стремитсяразрушить цепи и подшипники, создаётдополнительное сопротивление движению. Навсём участке до Октябрьского дорога сильнопортится во время дождей.
   Однако самый тяжёлый участокрасполагается между деревнями ВосточноеМунозеро (на местном языке - Восточный) иМуна. Здесь не только самые плохие и топкиедороги, но есть и несколько коварныхразвилок: пропетляв с десяток километров полесам, вы можете оказаться в тупике на местебывших лесозаготовок. Чтобы избежатьпромаха, следует держаться болеенакатанных дорог и в сомнительных случаяхзабирать левее. И ещё один важный момент: навсём пути нет ни одного магазина.Предусмотрев это, мы сделали небольшой крюки заехали в Умбу, где, кстати, продаютсвежайший хлеб местной выработки. Мы прошливесь путь за четыре дня, но запасов надоиметь как минимум на шесть - в случае дождеймогут возникнуть серьёзные проблемы.
    Вторая часть маршрута (траверсЛовозёрских тундр) была наиболее сложной.Похоже, до нас велосипедисты предпочиталиобходить эти горы стороной. Начало быловполне оптимистичным. Мы проехали вдольУмбозера по сильно подтопленной дороге до ж.-д.переезда, что сразу за рекой Пунча. С этогоместа начинается подъём по юго-западномусклону Ловозёрских тундр по хорошей тропе,идущей вдоль ручья Киткуай, по которойможно было ехать. Если не считать мест, гдевелосипед просто "вставал на дыбы":тяжёлый рюкзак перевешивал, переднееколесо отрывалось от земли, и велосипедтерял управление. Мощнейшие передачи 30х28 идаже 30х30 в этом случае были бессильны.Заднее колесо буквально проворачивалось,поднимая столбики пыли. Приходилось делатьнесколько шагов пешком. Однако, дойдя доозерца, тропа кончилась, и перед намипредстал склон горы, полностью покрытыйкаменной осыпью. Следующие три дня пришлосьидти пешком. Рюкзак на спине, велосипед нашее и качающиеся камни под ногами. Иногдадля велосипеда всё-таки находиласьполезная работа. На особо крутых подъёмахего можно было использовать в качестве "ледоруба".Поднимаешь его над головой и фиксируешьмежду камней. Далее, опираясь на раму, можносделать шаг вверх.
    До Северного Тавайока мы дошли без особыхпроблем, миновав перевал Чивруай, пройдя повершинам Страшемпахк и Маннепахк. Спуск сТавайока к Сейдозеру был самым труднымучастком всего пути. В этом месте северныйнизкорослый лес покрывает всё ущелье отзаболоченного ручейка внизу до отвесныхскал наверху. Мы пробирались по самомуверху леса, где он более редок, но всё равноне могли нести велосипеды и рюкзакиодновременно. Деревья безбожно стремилисьсодрать груз с наших шей, а трава инизкорослые кустарники закрывали глубокиеи очень опасные расселины между камнями.Пришлось ходить челноком, а один раз дажеспускать велосипеды со скал на верёвке. Заполный ходовой день мы преодолели всего 13км.
    Проскочив простой перевал Эльморайок (нанём была тропа, и велосипеды можно былобольшей части катить рядом, а не нести нашее), мы вышли к Карнасуртинскому руднику,где встретились с роковым для насасфальтовым шоссе. Соскучившись по хорошейдороге, мы гнали под гору со скоростью свыше50 км/ч. На одном из поворотов мойтяжелогружёный конь не выдержал ударапередним колесом о застывшую каплю бетона,попавшуюся на дороге. Колесо сложилось, и яоказался на асфальте, а затем и наоперационном столе больницы города Ревды.Конечно, анализируя ситуацию, я прихожу квыводу, что нельзя было ехать с такойскоростью, ведь команда отвыкла от асфальтаза предыдущую неделю! Но нами овладелосостояние эйфории. Мы вышли из каменнойловушки, по которой шли в постоянномнапряжении. Расслабились - ведь теперьможно не думать, что любой шатающийсякамень может опрокинуть на землю ипричинить серьёзные травмы. Ведь в рукахвместо лыжных палок (дополнительной точкиопоры) у нас были рули велосипедов!Статистика же как раз показывает, что самыесерьёзные аварии с велосипедистамипроисходят именно на гладких асфальтовыхшоссе.
    Дальнейший путь мы смогли продолжитьтолько через два дня. К этому моментузашитая голова позволила мне сесть в седло,хотя большие нагрузки я выдерживал с трудом.Пот делал повязку влажной, а пульсмолоточком стучал в ране. Приходилосьдополнительно тратить время на перевязки ввоинских частях и редких посёлках,попадавшихся на нашем пути.
    Последний этап экспедиции начался в Коле.Маршрут шёл на запад до реки Титовки, далеечерез хребет Мустатунтури на север, наполуостров Средний и Рыбачий. Полуостроваэти знамениты тем, что во время войны небыли сданы врагу, хотя немцы продвинулисьдалеко на восток. Тундра здесь испещренаокопами и оборонительными сооружениями. Внекоторых ещё можно найти оставшиеся совремён войны патроны, каски. Поисковыеотряды каждый год откапывают убитых солдати хоронят их в братских могилах. А рядом сними лежат в руинах вполне современныеброшенные военные городки. Места вообще-тоочень красивые.
    К желанному мысу на самой северной точкероссийской Европы от шоссе Мурманск - Печенга отходит грунтовая дорога,начинающаяся сразу за рекой Титовкой. (Здесьесть и КПП, где проверяют паспорта). Сначаладорога вьётся над рекой, проходит над оченькрасивым водопадом. Затем, после развилкина воинскую часть, начинается очень крутойподъём с серпантинами на перевал. Высотаего невелика, но валяющиеся по обочинамвездеходы наглядно показывают, что следуетбыть осторожным. Самые плохие участкиначинаются после въезда на Рыбачий. (Кстати,предупреждаю: чтобы попасть на Рыбачий,следует оформить соответствующиедокументы, при въезде на полуостровнаходится КПП. Всю еду также надо вести сконтинента.)
     Здесь все дороги покрыты крупнымибулыжниками. Даже отличная техника,собранная из лучших деталей специально понашему заказу в велоцентре "Бивак",устала. После нескольких падений колесаактивно стали терять спицы. Совершенноновая индийская покрышка на заднем колесевсего через 700 км пути стала абсолютногладкой! Не думая, что так может произойти, яне взял запасную (настоятельно рекомендуюсделать это тем, кто собирается в те края).Несколько раз в день приходилосьостанавливаться на ремонт. Последний разпрямо на Немецком. До него есть две дороги:вдоль моря (как мы ехали) и через брошеннуювоенную базу на мысе Скорбеевском. Пейзажина полуострове совершенно экзотические:тундра, холмы, брошенные бараки. Вдольдороги поставлены специальные метки,сделанные из подручных материалов. Зимой,когда лежит метровый снег, они будутуказывать положение дороги.
    На самой северной точке российской Европывоинская часть и огромная свалка отжившейтехники. Мне кажется, это место - символтого, как мы относимся к своей природе.
    Несколько минут отдыха, и в путь, на юг- это единственное направление, по которомуможно двигаться с мыса. От хребтаМустатунтури на это раз повернули к Печенгепо старой финской дороге. Я ездил на своём"Золотом коне" по дорогам трёхконтинентов, но эта, пожалуй, самая красивая!Светлая лента вьётся среди бесчисленныхозёр и скалистых гор. Заканчивается же онаглубоким бродом. По словам местных жителей,54 года назад немцы, отступая, взорвали мост.Теперь, ввиду того, что восстановить его заэто время никто не удосужился, рекуприходится переходить по пояс в холоднойводе и только во время отлива.
    Закончился наш поход. За 18 дней (считая 2днёвки) мы преодолели 890 км. Ориентировочнаякатегория сложности - 4. В пути мы старалисьбыть максимально внимательными к хрупкойсеверной природе. Весь мусор,образовавшийся во время похода, был вывезеннами на свалки, не было срублено ни одногоживого дерева. Призываем всех, ктособирётся на Кольский. следовать такой жетрадиции, ведь наш Север стал давно зонойэкологического бедствия. 

 

Автор: Гуревич Илья

Источник: Газета "Вольный ветер" - №39 07 1999

Добавить страницу в Избранное!

Постоянный адрес документа: http://www.totzyv.ru/Russia_North-West/articles/Russia_North-West_3583.html

Быстрая навигация: Австрия, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Доминикана, Египет, Индия, Испания, Италия, Кипр, Мальдивы, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Таиланд, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция

Египет, ОАЭ, Тунис Туры в Турцию. Отзывы туристов об отелях Турции.
Турция