Если вы хорошо учили географию, то, разумеется, помните, что у каждой большой реки образуется дельта. Происхождение и формы этого речного «украшения» могут быть разными, но суть одна: это многочисленные острова, разъединенные речными протоками или рукавами. Так что многие «речки» в пределах городской черты и не речки вовсе, а просто рукава главной питерской реки — Невы. Сегодня сохранились следующие протоки дельты: Большая Нева, Малая Нева, Большая и Малая Невки, Фонтанка, Мойка, Екатерингофка, Карповка, Крестовка, Смоленка, Пряжка и Кронверкский пролив. А сколько островов находится в дельте Невы? Многие годы считалось, что, как Москва на 7 холмах, Санкт-Петербург стоит на 101 острове. Может быть, когда-то это было и так, но ведь за три века жизни города под воздействием жизнедеятельности горожан многие острова исчезли с лица земли, слились со своими соседями: протоки, небольшие речки и некоторые каналы засыпаны. Так, например, на рубеже XIX и ХХ веков с карты города исчезли острова Жадомирского, Кашеварова и Гоноропуло, они слились с островом Голодай (ныне Декабристов). Острова укрупнялись: о некоторых из них и не подумаешь — «остров», он уже давно целый «материк»! Сегодня на карте Санкт-Петербурга 42 острова: Петроградский, Васильевский (самый большой из «исторических» островов), Заячий, Каменный, Крестовский, Адмиралтейский, Декабристов, Елагин, Новая Голландия и др. Некоторые островки в дельте Невы так и остались безымянными.
Город мостов
Санкт-Петербург нередко называют «городом мостов». Расположенный на больших и малых островах, рассекаемый многочисленными речками, речушками и каналами, город просто не может без них жить. А точнее, без мостов не смогли бы и дня прожить его жители! Количество мостов в Питере все время меняется: засыпают высохшие водотоки, разбирают пришедшие в негодность переправы, строятся новые… К концу царствования Анны Иоановны в столице насчитывалось 40 мостов, почти через сто лет, в 1837 году, их было уже 151, а в начале ХХ века — 174 моста. Третье тысячелетие Петербург встретил, имея 342 моста, в том числе 21 разводной. Первый мост (наплавной, на деревянных барках-плашкоутах) был наведен через Кронверкский пролив между Заячьим островом, где шло строительство Петропавловской крепости, и островом Березовым, где зарождался первый «центр» Санкт-Петербурга. Случилось это примерно в 1705 году. Почему — примерно? Да просто потому, что точная дата не известна, а вот на планах Петропавловской крепости, датированных 1705 годом, этот мост уже показан. Через несколько лет наплавной мост уступил место мосту на сваях, с центральной подъемной частью. Более полувека он назывался Петровским, в 1887 году его переименовали в Иоанновский. Первый наплавной мост через Неву был сооружен уже после смерти Петра, по приказу князя А.Д. Меншикова. Он назывался Исаакиевским, но просуществовал всего одно лето. Правда, ровно через 5 лет мост отстроили заново и… стали взимать плату за проезд с одного берега Невы на другой: с пеших — 1 копейка, с возов — 2 копейки, с карет и колясок — 5 копеек. Если же требовалось пропустить плывущее по Неве судно, то мост разводили, но — тоже за плату! С каждого корабля брался 1 рубль, деньги по тем временам очень большие. Наплавной Исаакиевский мост (меняя место причала) просуществовал очень долго — 184 года (а точнее — 184 лета, так как на зиму он разбирался). Но 11 июня 1916 года, последнего года жизни Российской империи, он сгорел, как свечка, от искры проходившего по Неве буксира. Ко многим мостам города вполне подходит эпитет «первый»: первый цепной, первый разводной… Первый в России металлический мост тоже был построен в Санкт-Петербурге. Это бывший Полицейский (ныне Народный) мост через Мойку, он построен в 1806–1808 годах по проекту В.И. Гесте, взамен обветшавшего Зеленого моста. Кстати, о Зеленом мосте. В XVIII веке их было 4 «цветных брата»: Зеленый, Желтый (ныне Певческий), Красный и Синий. Имена свои они получили просто потому, что были окрашены в соответствующий цвет. Сегодня прежние названия сохраняют только два моста — Синий и Красный. Они (как и остальные «братья») давно уже не деревянные, но и сегодня их фасады и перила красятся соответствующей названию краской.